Макроэкономическая налоговая матрица —
механизм комплексного и динамичного развития федерального государства

27 апреля 2004 г. Российским авторским обществом (РАО) выдано Свидетельство № 7271 о регистрации объекта интеллектуальной собственности «Макроэкономическая налоговая матрица» — это результат много летних исследований Международной Академии Интеграции Науки и Бизнеса (Президент — Я. З. Месенжник) и Международной академии духовного единства народов мира (Президент — Г. Е. Трапезников).

В редакции журнала «Моя Москва» состоялась встреча с Яковом Захаровичем Месенжником — Заслуженным деятелем науки РФ, академиком многих национальных и международных академий, лауреатом национальных и международных премий и других наград в области науки, образования, здравоохранения и культуры, членом политсовета ЮВАО г. Москвы ВПП «Единая Россия». Наш журнал в 2003 г. (№ 4) опубликовал о нем материал под названием «Правофланговый научной элиты». Сегодня с Я. З. Месенжником беседует шеф-редактор журнала Вера Болдычева.

— Уважаемый Яков Захарович, почему вы считаете, что назрели коренные преобразования в налоговой сфере?

— Вот уже в течен ие более 10 лет делаются попытки создать эффективную экономику, которая позволила бы поднять уровень социального обеспечения наших граждан, но, к сожалению, это не удается или, вернее, удается не полностью. Взаимообусловленные векторы экономического и социального развития, взаимодействуя, создают результирующий вектор темпа социально-экономического развития, который, в свою очередь, характеризуется уровнем производительности труда. Чем выше эффективность государственного управления, тем выше производительность труда. Вот некоторые показатели эффективности управления:

УРОВЕНЬ РЕНТАБЕЛЬНОСТИ ПРОМЫШЛЕННОСТИ РФ:

2000 г. — 24,7%, 2001 г. — 18,6%
2002 г. — 14,4%, 2003 г. — 13,6%.
Таким образом, за 4 года уровень рентабельности промышленности упал в 1,8 раза.

КОЛИЧЕСТВО ДОТАЦИОННЫХ РЕГИОНОВ:

2000 г. — 12, 2001 г. — 11
2002 г. — 25, 2003 г. — 37
На 1 июля 2004 г. — 41, т. е. количество дотационных регионов к 1.07.04. выросло в 3,4 раза.

ДОЛЫ СЫРЬЕВОЙ ДОБЫВАЮЩЕЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ В СОСТАВЕ ПРОМЫШЛЕННОСТИ В ЦЕЛОМ (по натуральным показателям производства):
  • по нефтедобывающей промышленности:
    2000 г. — 72%, 2001 г. — 78%
    2002 г. — 85%, 2003 г. — 94%;
  • по машиностроению:
    2000 г. — 46%, 2001 г. — 49%
    2002 г. — 50%, 2003 г. — 54%;
  • по легкой промышленности:
    2000 г. — 16%, 2001 г. — 16%
    2002 г. — 16%,2003 г. — 15%.

За 100% берется уровень, достигнутый в 1990 г. (по натуральным показателям). Темп роста удельного веса нефтедобывающей промышленности в составе промышленности в целом за период с 2000 по 2003 г. (94%-72%=22%) превысил этот показатель по машиностроению (54%-46%=8%) в 2,75 раза, а по легкой промышленности (15%-16%=-1%) — в минус (!) 22 раза.

Эти цифры говорят об устойчивых негативных тенденциях в экономике, которые по-разному проявляются в разных экономических параметрах. Происходит однобокое развитие экономики, когда ускоренное развитие сырьевых отраслей приводит к ущербу и замедлению развития товаропроизводительных отраслей.

В свою очередь, базовой причиной спада социально-экономического развития является налоговая политика государства, которая призвана обеспечивать гармонизацию интересов работников, предприятий, территорий, регионов и государства. Создавая через налоговую политику условия для развития экономики, тем самым государство может поднимать уровень социальной обеспеченности населения. Неэффективная политика, в том числе налоговая, привела к значительному оттоку из России как финансового капитала, так и интеллектуального потенциала.

Существующая у нас налоговая система, по существу, не удовлетворяет всех — население, предпринимателей, руководство страны — из-за ее несправедливости, неэффективности, громоздкости, отсутствия стимулов к развитию производства и повышению производительности труда. На наш взгляд, необходимо в корне пересмотреть налоговую политику не только для комплексного и динамичного развития экономики, но и для того, чтобы от оттока капитала перейти на путь его притока, что, в свою очередь, позволит востребовать интеллектуальный потенциал общества.

— Какие, на ваш взгляд, изменения налоговой политики могли бы создать условия для перехода России на путь комплексного и динамичного социально-экономического развития России?

— Авторский коллектив, возглавляемый академиком ЕАЕН С. Г. Мифтахутдиновым — руководителем Департамента организационно-экономического моделирования Международной Академии Интеграции Науки и Бизнеса (МАИНБ), предложил матричную форму систематизации налоговой сферы: макроэкономическую налоговую матрицу (МЭНМ). Как известно, матричная форма систематизации впервые была использована Д. И. Менделеевым при составлении Пе риодической системы элементов.

В налоговой сфере через матричную форму, представляющую собой совокупность вертикальных и горизонтальных составляющих, путем дифференциации размера налога (в %) сверху-вниз (по вертикали) и слева-направо (по горизонтали) возможно создать систему экономических интересов для достижения определенных целей.

МЭНМ, как целостная система налогообложения юридических и физических лиц, территорий и регионов, принципиальная организационная структура которой приведена на схеме, представляет собой совокупность следующих налоговых матриц:

  • Налоговая матрица для юридических лиц (НМЮЛ);
  • Налоговая матрица для физических лиц (НМФЛ);
  • Налоговая матрица для межбюджетных отношений (НММБ).

Формирование налоговой политики, базирующейся на матричной форме систематизации и дифференциации налогов, позволит создать базис для комплексного и динамичного социально-экономического развития России.

— Какие конкретные экономические результаты может дать использование МЭНМ для бюджета России?

— Первое — будет наведен порядок в межбюджетных отношениях и обеспечена сбалансированность обязательств бюджетов разных уровней с их доходами.
Второе — простота и прозрачность налоговой системы не позволят уклоняться от налогов крупным предприятиям, а государству переносить налоговое бремя на средние, и особенно малые предприятия.
Третье — МЭНМ стимулирует предприятия и региональные власти в части повышения производительности труда.
Четвертое — повышается доверие физических и юридических налогоплательщиков к государству.
Пятое — повышается уровень управленческого творчества на региональном и местном уровнях.
Шестое — снижаются прямые управленческие затраты на федеральном и региональных уровнях.

Предлагаемая МЭНМ в конечном итоге позволит создать справедливую налоговую систему, что не только увеличит собираемость налогов (согласно нашим расчетам, собираемость налогов по консолидированному бюджету увеличится на 33-36%), но и, что очень важно, повысит мотивацию к эффективному труду коллективов предприятий.

— Вы утверждаете, что базовым критерием эффективности социально-экономической системы государства является темп роста производительности труда. Каким образом МЭНМ создает экономические условия для роста производительности труда?

— Производительность труда зависит как от уровня используемых технологий, так и от уровня механизации и автомати зации данных технологий. В налоговой матрице для юридических лиц по горизонтали размещается показатель: уровень повышения производительности труда (в %) по сравнению с аналогичным периодом предшествующего года.
При этом производится дифференциация размера единого налога для юридических лиц (ЕНЮЛ): чем выше прирост производительности труда (с учетом инфляции), тем ниже размер ЕНЮЛ. Таким образом, мы создаем экономические условия для стремления к постоянному повышению производительности труда.

Если в НМЮЛ по вертикали разместить виды деятельности и дифференцировать ЕНЮЛ в зависимости отраслей (подотраслей), то мы получим экономический механизм для влияния на пропорции и темпы развития различных видов деятельности, что в конечном итоге гармонизирует развитие экономики.

Предлагаемый подход к организации налоговой системы для юридических лиц создает постоянный спрос на инновационную деятельность, что и создает условия для роста производительности труда.
Таким образом, можно обеспечить не только рост производительности труда, но и комплексное развитие экономики, уменьшая ее сырьевую ориентацию.

Устанавливая пониженные налоги для отраслей (подотраслей), требующих приоритетного развития, государство создает условия для притока капитала. Как известно, капитал идет туда, где ему комфортнее. Это аналогично электрической схеме: ток идет туда, где меньше сопротивление. В налоговой системе капитал идет туда, где меньше «сопротивление государства», т. е. где ниже налоги.

— Что представляет собой единый налог для юридических лиц (ЕНЮЛ), который может быть использован, по-вашему мнению, при формировании НМЮЛ?

— Многочисленные налоги с разным уровнем собираемости при значительных затратах государства на обеспечение выполнения Налогового кодекса и многочисленных инструкций являются громоздкой, запутанной и главное — не эффективной системой, в которой разные налоги действуют как «лебедь, рак и щука».

Необходимо учесть и то, что не только государство, но и предприятия вынуждены содержать значительное количество работников для обеспечения налогового учета.
При этом действующий Налоговый кодекс и инструкции невозможно выполнять в полной мере. Сегодня многие предприниматели попали в ситуацию выбора: либо выполнять все требования действующей налоговой системы, либо развиваться. Попытка постоянного поиска «золотой середины» сковывает инициативу руководителей предприятий.

Многие годы использования налога на добавленную стоимость (НДС) как в России, так и в других странах показали, что этот вид налога является легко рассчитываемым и высоко собираемым. Удельный вес НДС составляет около половины всех собираемых налогов в России.

— Повышение производительности труда сопряжено с высвобождением работников и соответственно повышением безработицы. Как быть?

Предлагаемая налоговая система создает спрос на постоянное повышение квалификации в силу того, что в но вом товаре всегда более высок удельный вес интеллектуального труда. Поэтому надо повышать квалификацию, чтобы быть востребованным.

Предприниматели, в свою очередь, пытаются создать стабильно развивающийся бизнес, стремясь к его многопрофильности. Это новая возможность высвобождающимся работникам найти поле для самореализации. Соответственно, чтобы быть востребованным, необходимо учиться. Кроме этого, в России, при ее необъятных просторах и природных богатствах, работа найдется для всех: только не ленись.

— В советский период нашей истории, надо отметить, мы по производству ряда видов продукции на душу населения вышли на передовые позиции в мире, однако при этом значительно уступали по качеству. Если НМЮЛ стимулирует рост производительности труда, то каким образом стимулируется качество продукции?

— Если коротко, то цивилизованные рыночные отношения создают спрос на товары высокого качества и широкого ассортимента. Поэтому с помощью НМЮЛ в условиях рыночных отношений формируется двуединая система роста не только количества, но и качества товара. Насыщение рынка товаром заставляет производителя основательно заниматься качеством товара и его себестоимостью. Исчерпав возможности автоматизации производства, производитель вынужден реализовывать новые технологии. Планирование, соединенное с рыночными механизмами, — это путь естественного развития не только экономики России, но и других стран мирового сообщества.

— Какие новшества предполагается реализовать через налоговую матрицу для физических лиц (НМФЛ)?

— Предлагаемая система налогообложения физических лиц предполагает от уравнительной — 13% — системы на логообложения перейти на дифференцированную. Необходимо дифференцировать ЕНФЛ, исходя не только от уровня дохода, но и территории деятельности налогоплательщика.
При этом работник, получающий заработную плату не более прожиточного минимума, вообще не должен облагаться подоходным налогом. Этого требует социальная справедливость: если государство не может создать условия для того, чтобы человек мог зарабатывать на достойную жизнь, то оно не вправе из его скудной заработной платы удерживать что-либо.

ЕНФЛ включает подоходный налог и страховые взносы и соответственно выполняет функции социального страхования, т. е. материального обеспечения и обслуживания граждан в старости, в случае болезни, полной или частичной утраты трудоспособности, безработицы. Безусловно, часть средств для социального страхования работников предусматривается и в едином налоге для юридических лиц.

— Скопление огромных финансов в центре и вопиющая бедность в регионах. Как эти проблемы можно решить через предлагаемую налоговую систему?

— Проблемы межбюджетных отношений являются актуальнейшей проблемой современной России. Задача заключается в необходимости сбалансирования обязательств бюджетов разных уровней с финансовыми ресурсами, которые поступают или должны поступать в местные бюджеты: территориальные и региональные. Прежде всего от существующего дисбаланса страдают муниципальные образования, являющиеся фундаментом нашего государства, у которых избыточные социальные обязанности не подкреплены соответствующими финансовыми возможностями.

Муниципальные образования — это, по сути, те же предприятия с социально-экономической специализацией. Все налоги от хозяйствующих на данной территории предприятий, включая и налоги с физических лиц, должны поступать в территориальные филиалы КАЗНАЧЕЙСКОГО БАНКА России.

Территориальные филиалы КАЗНАЧЕЙСКОГО БАНКА России осуществляют отчисления в соответствующие фонды территориального и регионального бюджетов:

  • от юридических лиц — в ФОНД ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ в соответствии с утвержденным НМЮЛ;
  • от физических лиц — в ФОНД СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ в соответствии с утвержденным НМФЛ.

Налог за природопользование (природная рента) распределяется по утвержденным Парламентом России нормативам между территориальным, региональным и федеральным бюджетами, а таможенные пошлины поступают непосредственно в Фонд экономического развития федерального бюджета.

Таким образом, мы предлагаем межбюджетные отношения строить снизу-вверх, и причем адресно: от юридических лиц — в фонды экономического развития, а от физических лиц — в фонды социального развития. При этом допускается, по решению вышестоящего Парламента, взаимодополнение данных фондов.

— Что собой представляет налоговая матрица для межбюджетных отношений (НММБ) и каков порядок ее утверждения и/или изменения?

— Данная налоговая матрица имеет две составляющие:

  • Налоговая матрица для межбюджетных отношений (экономическая)
  • Налоговая матрица для межбюджетных отношений (социальная)

Для регионов (субъектов Федерации) НММБ утверждается Федеральным парламентом, для территорий (муниципальных образований) — региональными парламентами.

НММБ, НМЮЛ, НМФЛ утверждаются соответствующими парламентами (федеральным, региональными, территориальными) один раз в 4-5лет, т. е. на весь период их полномочия, и могут ежегодно, особенно в первые годы внедрения, корректироваться.
В федеральном НММБ по горизонтали указываются годы, по вертикали -субъекты Федерации. В пересечении горизонтали и вертикали указываются размеры налогов от регионов для формирования Федерального фонда экономического развития и Федерального фонда социального развития.
В региональных НММБ по горизонтали также указываются годы, по вертикали — территориальные образования, а в их пересечении — размер налогов с территории (муниципальных образований) для формирования Регионального фонда экономического развития и Регионального фонда социального развития, с учетом тех налогов, которые необходимо перечислить в соответствующие фонды федерального бюджета.

Территориальные парламенты утверждают НМЮЛ и НМФЛ на основании установленных Федеральным Парламентом соответствующих налоговых матриц для формирования Территориального фонда экономического развития и Территориального фонда социального развития с учетом налогов, которые необходимо перечислить в соответствующие фонды региональных бюджетов.
Через НММБ осуществляется комплексность развития соответствующей территории, а также гармонизируется их социально-экономический уровень развития.

— Матричная форма систематизации налогообложения впечатляет своими возможностями. Это что — «конец нити в клубке проблем», потянув за который можно распутать весь клубок? Но почему это не используется в других странах?

— Для России — это начало реального пути решения базовых проблем в экономической и социальной сферах. Этот новый путь развития позволит от экстенсивной экономики, ориентированной в основном на природные ресурсы, перейти к интенсивной — комплексной и гармоничной экономике, ориентированной на динамичное развитие государства, обеспечивающее постоянный прирост производительности труда, и на этой основе — повышение материального благосостояния народа.

Россия является родиной многих известных открытий, которые успешно используются во всем мире. Возможно, и макроэкономическая налоговая матрица — одно из таких достижений, которое в обозримом будущем ввиду ее универсальности будет использоваться многими странами.

— Уважаемый Яков Захарович, задам вам вопрос, который интересует многих. Ваше отношение к вступлению России в ВТО?

— С точки зрения стратегической — вступлению России в ВТО нет альтернативы. Но здравый смысл подсказывает: торопиться надо не спеша, т. е. двигаться поэтапно. Во-первых, необходимо эффективно использовать золотовалютные резервы страны, которые в настоящее время составляют около 90,0 млрд. долл. США.

Во-вторых, необходимо создать экономические условия для организации на территории России совместных, высокотехнологичных предприятий, в т. ч. по переработке природного сырья, т. е. комфортные условия для притока капитала.
Но архиважно, за счет комплексных мер, значительно повысить уровень доверия народа к власти: вернуть отобранное в период проведения денежных реформ, а также ввести реальный курс рубля к доллару США с обеспечением его конвертируемости. Реформы в социальной сфере не должны вести к снижению затрат бюджета на эти цели, а базироваться на сильной, гармоничной экономике: не надо отбирать у инвалидов и стариков то, что им дали, а необходимо думать, как дальше улучшать их положение через обеспечение динамичного развития экономики.

Темпы интеграции в мировую экономику необходимо сочетать с темпом формирования комплексной и сильной экономики России. Думаю, что расчет только на интеграцию с мировой экономикой, которая якобы может стать своего рода «локомотивом» развития экономики России, является однобоким и соответственно ошибочным.

Сильная экономика России, все больше и больше интегрирующаяся с мировой экономикой, — это естественный путь комплексного и динамичного развития нашей страны.

— С чего необходимо начинать создавать комплексную и динамично развивающуюся экономику России, интегрированную в мировую?

— Очевидно, что принципиальные подходы по формированию макроэкономической налоговой матрицы необходимо обсудить на Госсовете России. Надо вспомнить истории многих открытий: кто быстрее их использует — тот и первенствует. Применительно к использованию макроэкономической налоговой матрицы — первенствует в темпах социально-экономического развития.

Естественно, универсальная макроэкономическая налоговая матрица на территории отдельного субъекта РФ может быть внедрена только после внесения соответствующих изменений и дополнений в действующее налоговое и бюджетное законодательство нашей страны. На это указывают, отмечая оригинальность, научную новизну и перспективность предложенной организационно-экономической модели бюджетной сферы федерального государства, в своих письмах и министр экономики Правительства Московской области В. Б. Кры-мов, и заместитель Председателя Правительства, руководитель аппарата губернатора Саратовской области А. В. Дур-нов, и др. Депутат ГД РФ В. Я. Деренков-ский справедливо указывает на необходимость создания механизма перехода от существующей налоговой системы к предлагаемой (МЭНМ), в том числе механизма законодательного.

— Мы, к сожалению, не можем в формате нашего журнала дать более детальные разъяснения макроэкономической налоговой матрицы, но возможности МЭНМ, несомненно, представят большой интерес для политического руководства страны.

— Наша гражданская позиция такова: необходимо подготовить новый «локомотив» России и через 2-3 года поставить экономику на «рельсы» комп лексного и динамичного развития. Дорогу осилит идущий.

Благодарю редакцию журнала «Моя Москва» за возможность изложить, хотя и кратко, суть макроэкономической налоговой матрицы.

предыдущая
следующая