Ответственный по работе с сайтом Лапонин Евгений тел. 8 (800) 555-37-52
наверх
Назад к Новостям

Лауреаты Общественной премии «Патриот Москвы»

Антонова Ирина Александровна
Директор Государственного музея
изобразительных искусств имени Пушкина

Родилась 20 марта 1922 года в Москве, в семье, где все любили искусство, музыку, литературу, театр.
Во время войны она прошла курсы медсестер, работала в госпитале. В 1945 году закончила МГУ и была приглашена на работу в Музей имени А. С. Пушкина. Областью ее научных исследований было искусство Италии эпохи Возрождения. В 1961 году она была старшим научным сотрудником, когда ей был предложен пост директора музея. С февраля 1961 года по настоящее время И. А. Антонова — директор Государственного музея изобразительных искусств имени Пушкина, одного из крупнейших и авторитетнейших музеев России и мира.

«Золотыми» годами музея И. Антонова считает вторую половину 1960-х годов, вплоть до перестройки. По новаторским замыслам работы музея можно сравнить с театром на Таганке тех лет. Так, в 1966 году, несмотря на возражения тогдашнего министра культуры Е. Фурцевой, в музее прошла выставка Тышлера. Позже была проведена выставка работ А. Матисса. В стенах музея исполнялись музыкальные произведения, появление которых трудно представить в те годы даже в консерватории: Стравинский, Шнитке, «Всенощная» Рахманинова. С 1967 года по ее инициативе в музее ежегодно проводятся Випперовские чтения — конференции памяти бывшего научного руководителя музея профессора Б. Р. Виппера.

В 1981 году в музее состоялась большая выставка «Москва-Париж». Сначала она проходила в центре Помпиду в Париже, потом — в ГМИИ. Она была одной из самых авангардных художественных выставок XX столетия. Были показаны работы Малевича, Кандинского, Филонова. Ее посетили тысячи людей. В 90-х годах была проведена уникальная выставка — «Москва — Берлин. Тоталитарное искусство» — русское и немецкое, на которой было представлено даже то, что боялись показать немцы. Выставка явилась прорывом из изоляционизма.

В конце 80-х годов по инициативе и при непосредственном участии Ирины Антоновой была разработана государственная программа развития музея. В рамках программы в 1995 году в ГМИИ был открыт музей личных коллекций. К настоящему времени собрано уже более сорока коллекций.
Заметное достижение в работе музея — организация музыкальных фестивалей «Декабрьские вечера».

Начиная с первой половины 60-х годов, И. Антонова участвует в Международном совете музеев при ЮНЕСКО (в течение 12 лет — вице-президент, а с 1992 года — почетный член). В течение 6 лет она возглавляет Международный комитет по воспитательной работе. Более 30 лет она участвует в работе национального Совета музеев.
И. А. Антонова — автор более 100 публикаций, на протяжении многих лет ведет преподавательскую работу.

И. А. Антонова — действительный член Российской академии художеств, академик Российской академии образования, член-корреспондент Академии Сан-Фернандо в Мадриде (Испания), доктор Российского государственного гуманитарного университета, имеет почетную степень Honoris Causa, звание «Заслуженный деятель искусств России».

Является членом Президентского совета по присуждению Государственных премий, постоянный член жюри национальной премии «Триумф», член коллегии Большого театра.
В 1995 году удостоена Государственной премии РФ.

Награждена российскими орденами, а также орденом Командора литературы и искусства Франции.
Живет и работает в Москве.

Зайцев Вячеслав Михайлович
Дизайнер, генеральный директор
Московского Дома моды Вячеслава Зайцева

Родился в 1938 г. в г. Иванове в семье рабочих.
Учился в Ивановском химико-технологическом техникуме.

В 1956 г. поступил в Московский текстильный институт и окончил его с отличием по специальности «Художник-модельер».
Работал в качестве художественного руководителя Экспериментально-технической швейной фабрики Мособлсовнархоза, в качестве художественного руководителя экспериментально-технического цеха Общесоюзного дома моделей одежды (ОДМО) на Кузнецком Мосту в Москве.

С 1965 г. демонстрирует коллекции «Русская серия» в составе сводных коллекций ОДМО за рубежом, участвует в выставках моделей, подготовке коллекций для показов в Канаде, Японии, Франции, Италии, Югославии и др. странах.
Получил Гран-при за платье под девизом «Россия» на Всемирном фестивале моды в Москве.

С 1969 г. началась его работа в качестве художника театрального костюма и сценографа, а также работа в кино, создание костюмов для артистов театра и эстрады.

В 1974 г. в чехословацком журнале «Кветы» появилась публикация «Обзор моды за 100 лет» (в галерее портретов выдающихся художников моды мира были перечислены в том числе Габриэль Шанели, Кристиана Диора, Вячеслав Зайцев).
Показывает коллекции по русским народным мотивам из ивановских ситцев в стране и за рубежом.

В. М. Зайцев пишет стихи, книги, создает живописные работы, ведет педагогическую деятельность.

С 1979 г. работает в системе службы быта на фабрике № 19 индпошива, которая с 1982 г. перерастает в Московский Дом Моды.
Он создает костюмы для членов советской спортивной делегации на Олимпийских играх в Москве.

В 1988 г. на общем собрании коллектива единогласно избирается директором Московского Дома моды, впоследствии — Дом моды Вячеслава Зайцева.
«Заслуженный деятель искусств РСФСР».

В 1993 г. возглавил движение по возрождению текстильного промысла и развитию моделирования, результатом которого явился I конкурс «Талант-93» в г. Иванове, в дальнейшем превратившийся в ежегодный конкурс под патронажем В. Зайцева.

Начал проводить в Московском Доме моды конкурсы профессиональных художников-модельеров им. Надежды Ламановой, оказывает поддержку Международному детскому клубу художественно-прикладного творчества «Золотая игла».
Лауреат Государственной премии России.

В 1997 г. впервые в Доме моды В. Зайцева под его патронажем проходит Неделя показа коллекций «Модельеры Москвы — москвичам».

В 2001 г. Зайцев избран членом-корреспондентом Российской академии художеств.

В 2002 г. избран Почетным академиком Российской академии ювелирного искусства.

Имеет почетные звания: «Заслуженный деятель искусств РФ», лауреата Государственной премии РФ, «Почетный работник текстильной и легкой промышленности», избран Почетным академиком Российской академии ювелирного искусства, получил Государственную премию Президента РФ.

В 2004 г. ему присвоено звание «Почетный доктор МГТУ им. А. Н. Косыгина».
Ученые звания: действительный член Российской Академии гуманитарных наук и искусств, член-корреспондент Российской Академии художеств, доктор искусств.

Зельдин Владимир Михайлович
Народный артист СССР

Родился в 1915 году в городе Козлове. Окончил театральное училище при театре МОСПС и стал актером этого театра. С 1938 года — актер Центрального театра транспорта; с 1945 — актер Центрального театра Советской Армии (ныне — ЦАТРА). Лауреат Гос. премии СССР, премии «Кинотавр» в номинации «Премия президентского совета за творческую карьеру» за 1995 год.
Один из любимейших актеров российского театра и кино.

Принято считать, что слава к артисту приходит однажды. Сыграет он свою звездную роль — и наутро просыпается известным. Но не бывает правил без исключения. На Владимира Зельдина бремя славы обрушивалось дважды. Первый раз — когда на экраны вышел фильм «Свинарка и пастух» и вся страна полюбила блистательный дуэт Зельдин-Ладынина.

Вторая судьбоносная роль ждала его всю войну. Изящный, пластичный учитель танцев Альдемаро в одноименной пьесе Лопе де Вега покорил зрителей в 1946 году и в исполнении Зельдина был непревзойденным не один десяток лет. В роли учителя танцев актер выходил на сцену более 1000 раз!

Особое место в творчестве Зельдина заняли образы в военно-патриотических спектаклях. Это капитан-лейтенант Дядичев («Караван» И. Штока), командир стрелкового батальона Громов («Люди, которых я видел» С. Смирнова), матрос-артиллерист Ставриди («Песнь о черноморцах» Б. Лавренева), боец Ножкин («Последние рубежи» Ю. Чепурина), командир подводной лодки Петров («Под одной из крыш» З. Аграненко), капитан Бондарь («Якорная площадь»), Часовников («Океан» А. Штейна)... Словом, артисту, по его признанию, посчастливилось выходить на сцену в самых разнообразных «военных» ролях — от рядового до фельдмаршала.

Зельдина можно назвать также рыцарем военно-шефского подвижничества: он объездил все «горячие точки»: Афганистан, Чернобыль, Чечню, Таджикистан, часто выступал с коллегами в отдаленных военных гарнизонах.

В юбилейные дни 85-летия и 90-летия В. М. Зельдина принимал в Кремле президент В. В. Путин, на этом приеме актеру был вручен орден «За заслуги перед Отечеством» IV степени.
Живет в Москве.

Лев Ефимович Колодный
Журналист

Родился в 1932 году в Днепропетровске. Приехав в Москву в 1950 году, работал на стройке МГУ. Окончил заочное отделение журналистики филологического факультета. Во время работы работал на заводе в литейном заводе, в заводской многотиражке. Лев Колодный — известный журналист, москвовед, почти полвека публикуется в периодической печати, 40 лет проработал в газете «Московская правда», в последние годы трудится в «Московском комсомольце». Его статьи всегда интересны, глубоки, содержательны и актуальны. Колодный — автор 16 книг о Москве, по его работам читатели узнают столицу, погружаются в ее историю, вникают в проблемы сегодняшнего дня. В советское время он состоял членом так называемой «несносной команды», защищавшей от сноса памятники старой Москвы. Лев Ефимович хорошо известен как биограф выдающихся людей. Много лет он занимается исследованием творчества Шолохова, отстаивая его авторство романа «Тихий Дон». В книге Колодного «Как я нашел «Тихий Дон» рассказывается история поиска рукописи первых частей романа, отсутствие которых долгое время было аргументом сомневающихся в подлинности авторства Шолохова.

Лановой Василий Семенович
Народный артист СССР

Родился в 1934 году в г. Москве. С 12 лет Лановой занимался в театральной студии Дворца культуры ЗИЛа. Школу Василий Семенович окончил с золотой медалью, поступил на факультет журналистики Московского университета, где проучился один семестр.

Впервые в кино снялся в фильме «Аттестат зрелости» (1954). В 21 год он получил заглавную роль в картине «Павел Корчагин». В 1957 г. Василий Лановой окончил Театральное училище им. Б. В. Щукина и с тех пор работает в Театре имени Евгения Вахтангова, где его наиболее яркой ролью в 1960-х гг. стал принц Калаф в «Принцессе Турандот». В числе недавних театральных ролей — Генрих II в пьесе «Лев зимой». В 1961 г. в прокат вышел фильм «Алые паруса», в котором актер сыграл капитана Грея, воплотив на экране один из самых романтичных литературных образов. В числе лучших ролей Василия Ланового можно назвать также Вронского в «Анне Карениной», Ивана Варавву из «Офицеров», Михаила Ярового из «Любови Яровой», Шервинского из «Дней Турбиных». Снимался актер в исторических фильмах, в детективах, причем как в положительных, так и в отрицательных ролях («Петровка, 38» по роману Юлиана Семенова и «Черный квадрат»), в драматических картинах («Иду на грозу» по роману Даниила Гранина).

Особо стоит отметить участие в легендарном телефильме «Семнадцать мгновений весны» (Карл Вольф), в экранизации бессмертного романа Льва Толстого «Война и мир» (Анатоль Куракин), а также работу в документальной ленте «Великая Отечественная». Последние киноработы одного из лучших российских актеров — «Барышня-крестьянка», «Крестоносец-2» режиссера Ивана Дыховичного, «Незримый путешественник» в постановке Игоря и Дмитрия Таланкиных.

За озвучение фильма «Великая Отечественная» в 1980 г. актер был удостоен Ленинской премии, а в 1985-м ему было присвоено звание «Народный артист СССР». В 1994 г. В. С. Лановой награжден орденом Дружбы народов.

Ведет активную общественную деятельность и проявляет твердую гражданскую позицию в решении общественных проблем.
Живет и работает в Москве.

Лужков Юрий Михайлович
Мэр Москвы

Родился в 1936 г. в Москве.
Окончил Московский институт нефти и газа им. И. М. Губкина.
Работал на руководящих должностях предприятий и организаций химической промышленности.

С 1987 г. — в системе органов исполнительной власти города: первый заместитель председателя Мосгорисполкома, председатель Мосгорагропрома, председатель исполкома Моссовета, Вице-мэр, Премьер Правительства Москвы.

В 1992 г. после ухода в отставку Мэра Москвы Г. Х. Попова он сменил его на посту Мэра.

В 1996, 1999 и в декабре 2003 гг. избирался Мэром Москвы.

Член Государственного совета при Президенте РФ, представитель Российской Федерации в палате регионов Конгресса местных региональных властей Европы.
Награжден орденами Ленина, Трудового Красного Знамени, «За заслуги перед Отечеством», орденом Почета, медалями «Защитнику свободной России», «За укрепление боевого содружества», «В память 850-летия Москвы», «В память 300-летия Санкт-Петербурга», тремя благодарностями Президента РФ, лауреат государственных премий СССР и РФ, заслуженный строитель Российской Федерации.

Меньшов Владимир Валентинович
Российский кинорежиссер, артист,
сценарист, народный артист России

Родился в 1939 году в г. Баку.
Работал токарем судоремонтного завода в Астрахани, шахтером в Воркуте, матросом экспедиционного отряда на Каспии.

Актерскую карьеру начал в 1958 г. в дополнительном составе Астраханского драматического театра. В 1965-м окончил Школу-студию МХАТ и пришел в Ставропольский краевой драмтеатр имени Лермонтова, где в течение двух лет работал актером и ассистентом режиссера. В 1970 г. окончил аспирантуру ВГИКа по кафедре режиссуры художественного фильма и был принят в штат киностудии «Мосфильм». Успешно дебютировал как киноактер — его роль молодого энергичного руководителя Семена Боброва в фильме «Человек на своем месте» была удостоена первой премии на VI Всесоюзном кинофестивале в Алма-Ате (1973).

В 1976 г. состоялся и его режиссерский дебют в фильме на «школьную» тему «Розыгрыш».

Вторая картина Меньшова «Москва слезам не верит» стала одним из рекордсменов отечественного проката, была награждена Государственной премией СССР, а затем и премией «Оскар» (1981) как лучший иностранный фильм. Оттолкнувшись от канонов «городской» мелодрамы (история провинциальной «золушки», не без проблем нашедшей свое счастье в столице), Меньшов немало усложнил их с помощью иронии, ретро-антуража (эпизоды 1950–1960-х годов), социальной наблюдательности. Показателем режиссерской зрелости Меньшова стали стилистическое единство фильма и умение работать с большим актерским коллективом, объединившим таких разных исполнителей, как В. Алентова, А. Баталов, И. Муравьева, О. Табаков и др.

Опора на принципы «народной комедии» и яркий актерский ансамбль вполне оправдали себя и в фильме «Любовь и голуби».

В 1990-е годы Меньшов не только много работает как актер, но и предпринимает дерзкую попытку поставить фильм, способный в разгар острого кризиса отечественного кино вернуть зрителя в кинотеатры. Эксцентрическая комедия «Ширли-мырли» с целым набором героев-близнецов, конечно, не смогла даже приблизиться к кассовым показателям других его картин, однако все же стала лидером киносезона, опередив многие зарубежные фильмы. В 2000 г. Меньшов обратился к жанру ретро-мелодрамы («Зависть богов»), сюжетным стержнем которой стала история страстной любви советской женщины к иностранцу.

В настоящее время Владимир Меньшов является режиссером-постановщиком на киностудии «Мосфильм».

Владимир Меньшов имеет звание «Народный артист России», является членом Союза кинематографистов России. В 1999 г. награжден орденом «За заслуги перед Отечеством» IV степени.
Живет и работает в Москве.

Месенжник Яков Захарович
Доктор технических наук, профессор,
Заслуженный деятель науки РФ,
ветеран-участник Великой Отечественной войны.

Представлен на Премию «Патриот Москвы» учредителями.

Его огромный личный вклад в укрепление и прославление нашего города можно рассматривать в трех главных направлениях:

Он — лауреат Премий им. М. Ломоносова и Н. Островского, а недавно стал кавалером ордена «Золотая звезда за верность России», членом Президент-клуба.

Пахмутова Александра Николаевна
Композитор

Родилась 9 ноября 1929 г. в поселке Бекетовка под Сталинградом. Рано, в три с половиной года, начала играть на фортепиано и сочинять музыку. Начавшаяся в июне 1941 г. война прервала ее занятия в Сталинградской музыкальной школе. Несмотря на все трудности военного времени, Пахмутова в 1943 г. поехала в Москву и была принята в Центральную музыкальную школу при Московской государственной консерватории.

В 1948 г. А. Пахмутова поступает в Московскую Государственную консерваторию, где занимается у выдающегося композитора и уникального педагога профессора В. Я. Шебалина. В 1953 г. оканчивает консерваторию, а в 1956-м — аспирантуру.

Всю свою жизнь Александра Пахмутова работает в разных жанрах. Ее перу принадлежат и произведения для симфонического оркестра, и сочинения кантатно-ораториального жанра. На музыку А. Пахмутовой в Государственном академическом Большом театре и в Одесском Государственном театре оперы и балета был поставлен балет «Озаренность».

Александрой Пахмутовой написана музыка к кинофильмам: «Семья Ульяновых», «Девчата», «Жили-были старик со старухой», «Три тополя на Плющихе», «Закрытие сезона», «Моя любовь на третьем курсе», «Полынь — трава горькая», «Баллада о спорте», «О спорт, ты мир!» (официальная картина, созданная по заказу Международного Олимпийского комитета, посвященная Олимпиаде-80 в Москве), а также к фильмам «Битва за Москву», «Сын за отца».
Особое, можно сказать, исключительное значение имеет творчество Александры Пахмутовой в жанре песни.

Среди около четырехсот песен, созданных композитором, широко известны такие, как «Песня о тревожной молодости», «Главное, ребята, сердцем не стареть!», «Девчонки танцуют на палубе», «Обнимая небо», «Нежность», «Орлята учатся летать», «Созвездие Гагарина», «Знаете, каким он парнем был», «Старый клен», «Хорошие девчата», «Горячий снег», «Белоруссия», «Беловежская пуща», «Герои спорта», «Трус не играет в хоккей», «Команда молодости нашей», «До свиданья, Москва!» (прощальная песня Олимпиады-80), «Надежда», «Как молоды мы были», «Русский вальс», и многие другие.

Среди авторов стихов песен Александры Пахмутовой многие выдающиеся поэты страны. Но наиболее плодотворным и постоянным является творческий союз А. Пахмутовой с поэтом Н. Добронравовым, давший нашему песенному жанру многие яркие, творчески самобытные песни.

Не только песни, но и симфонические произведения композитора с успехом исполняются за рубежом. Наиболее часто зарубежные симфонические оркестры включают в свой репертуар «Концерт для трубы с оркестром» и «Русскую сюиту».

Активная творческая деятельность А. Пахмутовой всегда успешно сочеталась с деятельностью общественной. В течение многих лет она являлась председателем Всесоюзной комиссии массовых музыкальных жанров. Более 20 лет, начиная с 1968 года возглавляла жюри Международного конкурса песни «Красная гвоздика». С 1968 по 1991 год была секретарем правления Союза композиторов СССР, с 1973 по 1995 г. — секретарем правления Союза композиторов России.

С 1969 по 1973 г. была депутатом Моссовета, с 1980 по 1990 г. — депутатом Верховного Совета РСФСР, избиралась членом Президиума Верховного Совета РСФСР.

Общественная деятельность А. Пахмутовой — это не только работа в руководящих органах Союза композиторов и Верховного Совета, это и никем не зарегистрированные, никем не подсчитанные сотни, а может быть, тысячи шефских выступлений и встреч с рабочими, воинами, студенческой и спортивной молодежью.

А. Н Пахмутова — народная артистка СССР, лауреат премии Ленинского комсомола, лауреат Государственных премий СССР, Герой Социалистического Труда.
Живет и работает в г. Москве.

Платонов Владимир Михайлович
Председатель Московской городской Думы

Родился в 1954 году. Окончил факультет экономики и права Университета дружбы народов им. Патриса Лумумбы по специальности «Правоведение». Кандидат юридических наук. Советник юстиции. Перед избранием в Московскую городскую Думу занимался частной юридической практикой, специализируясь на защите прав граждан.

Трижды — в 1993-м, 1997-м и 2001 гг. избирался депутатом Московской городской Думы. С лета 1994 г. — председатель Московской городской Думы. Переизбирался на этот пост 13 раз.

С января 1996 по октябрь 2001 г. — член Совета Федерации РФ.
Является одним из разработчиков ряда основополагающих федеральных законов (в том числе нового Уголовного кодекса, Закона «О судебной системе в РФ», проекта Закона «О порядке внесения изменений в Конституцию РФ» и т. д.) и законов города Москвы (в том числе Устава города Москвы).
Живет в Москве.

Попков Виталий Иванович
Родился 1 мая 1922 года в г. Москве на Арбате.

Дважды Герой Советского Союза, генерал-полковник авиации, заслуженный военный летчик СССР, Национальный Герой РФ, Вице-Президент Союза офицеров запаса России, почетный член фонда содействия развитию Русской Православной Церкви «Воздвижение», почетный член Американской национальной организации летчиков «Золотые орлы», доктор технических наук, профессор, академик МАИ.

В Советской армии с 1940 г. Окончил Чугуевскую военно-авиационную школу пилотов, работал инструктором в Чугуевской и Батайской военно-авиационных школах.

С началом Великой Отечественной войны эскадрилья, в которой служил Попков, переводится в Батайск. Там он осваивает самолеты «Як-7», «Ла-3», «ЛаГГ3», «Пе-2». После шестого рапорта в октябре 1941 года Попкова направляют на Калининский фронт — в подмосковное Шаталово, в 47-ю смешанную авиадивизию.
Сначала сержант Попков попал в 128-й ближнеразведывательный полк, летал на «Пе-2». Упорно добивался перевода в истребительный полк и вскоре оказался в 5-м истребительном полку. Познал горечь поражений и радость побед в битве за Москву.

6 декабря полк становится гвардейским. В его составе Попков пройдет всю войну — от летчика до командира эскадрильи, от сержанта до капитана. Проявил себя смелым, инициативным и решительным воздушным бойцом и командиром, хорошо знающим тактику воздушного боя. За мужество и героизм, проявленные в боях, дважды удостоен звания Героя Советского Союза. Всего Попков совершил 678 боевых вылетов, провел 117 воздушных боев, сбил 47 самолетов лично, 13 в группе. Во время Корейской войны сбил 4 самолета противника.

Он — участник Парада Победы 24 июня 1945 года в Москве, шел в 1-й шеренге Героев Советского Союза 1-го Украинского фронта.

После войны занимал ряд ответственных командных должностей в ВВС. С 1964 г. — в центральном аппарате Министерства обороны СССР. Награжден тремя орденами Ленина, двумя орденами Боевого Красного Знамени, орденами Александра Невского, Отечественной войны 1-й и 2-й степени, Красной Звезды, «За службу Родине в Вооруженных Силах СССР» 3-й степени и медалями — всего имеет 86 орденов и медалей.

Виталий Иванович испытывает чувство гордости за то, что он создал уникальную эскадрилью из 14 летчиков, в которой 11 стали Героями Советского Союза, 8 встретили День Победы. Это была единственная эскадрилья, имевшая свой музыкальный ансамбль, руководил которым сам «маэстро» Попков.

Генерал-полковник В. И. Попков — почетный гражданин города Москвы, а также Киева, Одессы, Днепропетровска, Сочи, Гагры, Магадана, Праги, Парндорфа, Вены, Будапешта, Братиславы, Красника (Польша). В Москве, на Самотечной площади, ему установлен памятник в 1953 г. После увольнения из Вооруженных сил в 1989 г. он активно участвует в военно-патриотической работе, часто выступает перед молодежью.
Живет в Москве.

Попцов Олег Максимович
Президент телекомпании

Родился в 1934 году в г. Ленинграде.
В 1959 г. окончил Ленинградскую высшую лесотехническую академию по специальности «Ученый-лесовод». Некоторое время работал помощником лесничего в Красноярском крае, после чего перешел на комсомольскую работу. Окончил Высшую партийную школу при ЦК КПСС. Был секретарем Ленинградского обкома комсомола. С 1968 до весны 1990 г. — главный редактор журнала «Сельская молодежь», с марта по ноябрь 1990 г. — первый заместитель главного редактора газеты «Московские новости».

С 1990 г. — председатель Всероссийской государственной телерадиокомпании (ВГТРК). Был членом Союза писателей СССР и Союза журналистов СССР, секретарем Союза писателей РСФСР и московской писательской организации.

В 1990 г. был избран народным депутатом России.

3 октября 1993 г., во время попытки штурма телецентра «Останкино» сторонниками распущенного парламента, организовал телевещание из резервной студии.

15 февраля 1996 г. был освобожден от обязанностей председателя ВГТРК.
С апреля 1996 по февраль 1997 г. — обозреватель еженедельника «Общая газета».
С июля 1995-го — член Административного совета Европейского вещательного союза.
С 1997 г. — генеральный директор ОАО «Издательский дом «Пушкинская площадь».
С 9 февраля 2000 — президент ОАО «ТВ Центр».

Награжден орденом Дружбы народов.
Автор книг «Хроника времен «царя Бориса», «Тревожные сны царской свиты».
Живет в Москве.

Ресин Владимир Иосифович
Первый заместитель Мэра Москвы в Правительстве Москвы,
руководитель Комплекса архитектуры, строительства,
развития и реконструкции города

Родился в 1936 году в г. Минске. Окончил в 1958 г. Московский горный институт по специальности «Горный инженер-экономист».
В. И. Ресин известен как крупный инженер-строитель и общественный деятель, внесший большой вклад в разработку и реализацию Генерального плана Москвы.

Многогранная деятельность В. И. Ресина включает в себя жилищное строительство, обновление районов массовой пятиэтажной застройки первого периода индустриального домостроения, модернизацию строительной индустрии, улучшение архитектурного облика города, комплексную реконструкцию в историческом центре города, создание ряда уникальных по архитектуре и техническому исполнению сооружений.

В рамках городских программ руководил работами по строительству и реконструкции памятников истории и культуры таких уникальных зданий как Мемориальный комплекс на Поклонной горе, храм Христа Спасителя, Большой Кремлевский дворец и здания Кремля, Государственная Третьяковская галерея, Государственный исторический и политехнический музеи, Музей А. С. Пушкина на Пречистенке, филиал Малого Художественного театра на Ордынке, Библиотека-читальня им. И. С. Тургенева, Гостиный Двор, Дворец молодежи на Комсомольском проспекте, Московский зоопарк, Большая спортивная арена стадиона в Лужниках, а также автозаводов им. Лихачева и Ленинского комсомола, завода «Серп и Молот».

К наиболее крупным объектам строительства, которые лично возглавлял В. И. Ресин, относятся: Северная, Западная и Рублевская водопроводные станции, Ново-Курьяновская и Ново-Люберецкая станции аэрации, жилой район Крылатское в г. Москве.

Из последних работ в области градостроительства — реализация застройки кварталов жилого района «8а» Митина.

В. И. Ресин — доктор экономических наук, профессор, действительный член Российской Академии архитектуры и строительных наук, 13 специальных российских и международных академий.

Научная работа В. И. Ресина связана с разработкой проблем подземного строительства и основополагающих принципов управления сложными динамическими системами, к которым относится крупный город.

В. И. Ресин автор более 80 публикаций и 12 монографий, 33 изобретений, имеет 21 правительственную награду, лауреат Государственной премии СССР, дважды лауреат премии Совета Министров СССР, лауреат премии Президента России, имеет четыре благодарности Президента Российской Федерации. Удостоен почетных званий: «Заслуженный строитель РФ», «Заслуженный инженер России», «Почетный строитель России и Москвы». Награжден четырьмя орденами Русской Православной Церкви. Удостоен более 40 наград научных и общественных организаций, включая Большую серебряную медаль Международной инженерной академии и Золотую медаль им. В. Г. Шухова.

Садовничий Виктор Антонович
Ректор МГУ им. М. В. Ломоносова, доктор физико-математических наук,
профессор, член-корреспондент РАН, действительный член Академии творчества,
действительный член ряда научно-общественных профессиональных академий,
почетный доктор многих зарубежных и отечественных университетов

Родился в 1939 году в Харьковской области.

В 1963 г. окончил механико-математический факультет Московского Государственного университета им. М. В. Ломоносова. Избран ректором МГУ 23 марта 1992 г. Советом ученых советов Московского университета на альтернативной основе.

В 1994 г. избран президентом Союза ректоров России, объединяющего почти 700 университетов и высших учебных заведений страны.

В. А. Садовничий — известный специалист в области информатики и прикладной математики. Ему принадлежат фундаментальные труды в математике, механике, ряд важных результатов прикладного характера. Около 30 лет читает основные курсы по математике «Математический анализ», «Функциональный анализ» и др., руководит общемосковским семинаром по спектральной теории, созданным им в 1967 г. Под научным руководством В. А. Садовничего его учениками защищено около 40 кандидатских и 8 докторских диссертаций. Опубликовал около 130 работ, 25 учебников и монографий.

Выдающиеся научные достижения В. А. Садовничего отмечены Ломоносовской премией, Государственной премией СССР.
Живет и работает в Москве.

Соколовский Владимир Ильич
Начальник Главного управления охраны памятников г. Москвы

Родился в 1945 году.

В. И. Соколовский является одним из ведущих специалистов в области охраны историко-культурного наследия Москвы.
Общий стаж работы в отрасли В. И. Соколовского составляет 35 лет, в том числе в Государственном учреждении «Главное управление охраны памятников г. Москвы (ГУОП г. Москвы) — 29 лет.

Свой трудовой путь он прошел от рядового исполнителя, техника института «Моспроект-3», до руководителя одного из основных подразделений по сохранению крупнейшего исторического и культурного центра Москвы.

Основным направлением в деятельности В. И. Соколовского, сначала в качестве заместителя начальника управления, потом первого заместителя начальника управления, а с августа 2001 г. — начальника ГУОП г. Москвы, являлась координация работ по выявлению, изучению, учету недвижимых памятников, установление режима содержания и использования памятников, их территорий, зон охраны, историко-культурных заповедников. При непосредственном участии и под руководством Владимира Ильича осуществляется контроль за ходом ремонтно-реставрационных работ на объектах историко-культурного наследия Москвы, а также научно-исследовательские, инженерно-изыскательные и проектные работы по памятникам.

Результатам большой целенаправленной работы В. И. Соколовского являлось значительное расширение работ по комплексной реставрации и приспособлению к современному использованию памятников архитектуры нашей столицы. Ремонтно-реставрационные работы проводятся более чем на 300 объектах — памятниках архитектуры и истории. Большое внимание он, как руководитель, уделял работам по реконструкции и реставрации памятников Московского Кремля, а также таких общественных и культурных центров Москвы, как Государственная Третьяковская галерея, Государственный исторический музей и ряд других. Под государственной охраной находятся около трех тысяч памятников архитектуры, истории и культуры, из которых 65% расположены в исторически сложившемся центральном ядре столицы. Непосредственное участие В. И. Соколовского в разработке и реализации специальной «Комплексной программы реставрации историко-культурного наследия города к 850-летию основания Москвы» позволило решить важнейшие вопросы восстановления и сохранения памятников города, благоустройства его территории, органической дислокации объектов нового строительства в среде архитектуры старых исторически сложившихся кварталов.

Круг вопросов, решаемых Владимиром Ильичом, очень широк. Одному из них — пропаганде историко-культурного наследия Москвы — уделяется особо важное значение. При его руководстве и участии центра пропаганды управления осуществляется обширная выставочная, издательская деятельность управления, организация презентаций проектов в области архитектуры и строительства, культуры и искусства, конференции, встречи с общественностью, творческой интеллигенцией, журналистами, зарубежными гостями и делегациями. Неоднократно В. И. Соколовский принимал участие в организации тематических разделов управления по историко-культурному наследию Москвы на международных выставках в Париже, Лондоне, Милане, Вене, Лейпциге, Мадриде.

Владимир Ильич является одним из организаторов и участников конкурсов Правительства Москвы на лучшую реконструкцию, воссоздание памятников архитектуры и других объектов историко-градостроительной среды, проводимых по распоряжению Мэра Москвы.

Особо следует отметить руководство В. И. Соколовского в работе по разработке и реализации программы г. Москвы по реконструкции мемориальных пушкинских мест в г. Москве к празднованию 200-летия со дня рождения поэта. За период 1996-1999 гг. управлением под его руководством осуществлялись ремонтно-реставрационные работы по фасадам и интерьерам, с воссозданием утраченных элементов, установка текстовых охранных досок, новое строительство и благоустройство территорий пушкинских мест в г. Москве.

В декабре 1998 г. избран действительным членом (академиком) Российской Академии естественных наук, с октября 1999 г. — действительный член (академик) Международной Академии информации и Академии архитектурного наследия. Решением Высшей межакадемической аттестационной комиссии в 2000 г. В. И. Соколовскому присуждены ученая степень Доктора экономических наук, присвоено ученое звание профессора по отделению «Проблемы развития Москвы и Московского региона». За многолетний труд в области охраны, реставрации и использования памятников в г. Москве В. И. Соколовский награжден Почетной грамотой Правительства Москвы, нагрудным знаком «Почетный строитель Москвы», почетным званием «Заслуженный работник культуры Российской Федерации».

Соломин Юрий Мефодьевич
Художественный руководитель Государственного
академического Малого театра,
народный артист СССР, профессор

Родился в 1935 году в г. Чите. Окончил в 1957 году Высшее Театральное училище им. М. С. Щепкина при Малом театре. С 1957 г. работает в Государственном академическом Малом театре, с 1961 г. преподает в Театральном училище им. М. С. Щепкина. Занимал пост Министра культуры Российской Федерации (1990-1992). Профессор, член Союза кинематографистов России, президент Ассоциации русских драматических театров, президент Фонда «Покровский собор на Красной площади», член-корреспондент Российской Академии образования.

В театре сыграл более 50 ролей. Снялся в 50 фильмах. Работал с Акиро Куросава, Комаки Курихара, Жанной Моро, Мариной Влади. Многие годы работает на телевидении.

В 1988 г. Ю. М. Соломин коллективом Государственного академического Малого театра был избран (первым среди руководителей театра за долгую историю) его художественным руководителем, а затем назначен на эту должность решением Правительства России. За прошедшие годы ему удалось сохранить традиции театра, создать практически заново репертуар, сохранив спектакли «Царь Федор Иоаннович» в постановке Равенских и «Вишневый сад» в постановке Ильинского, сберечь единственный в своем роде театральный симфонический оркестр, коллектив театра (более 600 человек), включая уникальную труппу, в составе которой многие мэтры отечественного и мирового театра.

В 1990 г. Ю. М. Соломин был назначен на пост министра культуры в составе первого Правительства Российской Федерации. За 2-летний период пребывания на этой должности ему удалось решить ряд важных вопросов, связанных с организацией жизни театральных коллективов, развитием детского творчества. Так, он смог подготовить и выпустить постановление Совета Министров Российской Федерации по реорганизации деятельности театров, которое отменило целый ряд устаревших постулатов, норм и правил, мешающих творчеству режиссеров, актеров, что на определенном этапе способствовало повышению творческой активности театров страны.

Лауреат Государственной премии России, кавалер ордена Дружбы народов, ордена «За заслуги перед Отечеством» IV степени, японского ордена академии «За вклад в мировую культуру», лауреат премии «Золотой овен» за выдающийся вклад в развитие отечественного кино, лауреат двух международных премий за студенческие работы в г. Братиславе (Словакия) и Японии. Сыграл главную роль в телевизионном сериале «Московская сага».
Живет и работает в Москве.

Третьяк Владислав Александрович
Хоккеист

Родился в 1952 году. Выпускник Московского областного государственного института физической культуры (1976).
Заслуженный мастер спорта по хоккею с шайбой. В 1968-1984 гг. выступал за ЦСКА.
Трехкратный чемпион, серебряный призер зимних Олимпийских игр, многократный победитель и призер чемпионатов мира, многократный победитель и призер чемпионатов Европы, обладатель Кубка Канады.

Первым из европейских хоккеистов был представлен в Зале хоккейной славы НХЛ (г. Торонто, Канада).
Избирался членом Комиссии атлетов МОК.

В 1998 и 2002 гг., будучи одним из тренеров сборной команды России по хоккею, привел команду к серебряным и бронзовым медалям зимних Олимпийских игр в Нагано и Солт-Лейк-Сити.

В 2001 году Международная федерация хоккея присвоила ему титул «Лучший хоккеист XX столетия».

Председатель Общества дружбы Россия-Канада.
Возглавляет Фонд и Международную спортивную академию имени Владислава Третьяка.
Более 20 лет является заместителем председателя Клуба «Золотая шайба».
Как вице-президент благотворительного Фонда «Благовест», оказывает финансовую поддержку детям, больным лейкемией, шефствует над детским приютом при Храме Вознесения.

Награжден орденами Ленина и «Знак Почета», медалью «За трудовую доблесть».
Член Совета при Президенте РФ по физической культуре и спорту.
Депутат Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации.

Фролов Борис Леонидович
Президент Ассоциации инвесторов Москвы

Борис Леонидович Фролов более 35 лет прослужил в органах Министерства обороны СССР. Прошел путь от прораба до начальника управления и командира части. В течение 10 лет работал в системе квартирно-эксплуатационного управления г. Москвы.

Всего Б. Л. Фролов работает в строительном комплексе Москвы свыше 45 лет. За это время он снискал репутацию высококвалифицированного специалиста, хорошего организатора и грамотного руководителя, обладающего большим практическим опытом и в совершенстве владеющего вопросами строительного производства.

В 1990 г. вместе с партнерами Б. Л. Фролов создал одну из первых компаний по работе с недвижимостью «Мост-Девелопмент», которая стала составной частью холдинга СП «Мост» (позже «Группа Мост»). Уже в 1991 г. «Мост-Девелопмент» включал 24 компании с общим количеством работающих около 3500 человек. Под руководством Б. Л. Фролова в течение четырех лет было осуществлено строительство жилых домов повышенной комфортности в районах Сходни, Жулебино, по ул. Садовая Кудринская, в Южинском пер., административно-жилого комплекса на Лесной ул., здания Мост-Банка на Крестьянской заставе и других.

В 1994 г. на учредительном собрании 44 компаний была учреждена Ассоциация инвесторов Москвы, Б. Л. Фролов был избран ее президентом. Под его руководством ассоциация сейчас объединяет 100 членов — банков, промышленно-финансовых, строительных и иных компаний. По его инициативе и при непосредственном участии количество объектов строительства и реконструкции, финансируемых из внебюджетных источников, возросло с 84 до 233.

Б. Л. Фролов занимается реконструкцией центра столицы, районов, застроенных 5-этажными зданиями, и города в целом. Он ведет большую работу по привлечению инвестиций, улучшению нормативно-правовой базы, защите интересов инвесторов. Активно работает в координационных советах города и в совете Комплекса архитектуры, строительства, развития и реконструкции города Правительства Москвы.

В 1997 г. Международным экспертным советом Ассоциация инвесторов Москвы внесена в Книгу почета московского предпринимательства, а Б. Л. Фролов стал лауреатом в номинации «Бизнес-личность». Государственная комиссия по подготовке к празднованию 850-летия Москвы, членом которой был Б. Л. Фролов, назвала его в числе 11 членов, внесших значительный вклад в подготовку к юбилею столицы Российского государства, а Президент России объявил ему благодарность.

Б. Л. Фролов награжден 18 медалями СССР и РФ, а также орденами РАЕН «За заслуги в развитии науки и экономики» I степени и орденом Москвы с бриллиантами. Он — заслуженный строитель России, почетный строитель России и Москвы, лауреат премии Совета Министров СССР, почетный академик Международной академии архитектуры, академик и профессор Академии проблем обороны и обороноспособности, безопасности и правопорядка, действительный член Российской Академии естественных наук.

В 1995 г. Б. Л. Фролов назван в числе 100 лучших директоров России по итогам Первого всероссийского конкурса «Лидер года».

Хренников Тихон Николаевич
Российский композитор и общественный деятель,
народный артист СССР, профессор

Родился в 1913 года в г. Ельце.

Творческий путь музыканта он начал в юном возрасте в Московском музыкальном техникуме им. Гнесиных (ныне — училище), где учился в классе композиции знаменитого педагога М. Ф. Гнесина.

В 1936 году Т. Н. Хренников окончил Московскую государственную консерваторию по классу композиции у профессора В. Я Шебалина. С 1961 г. преподает композицию в Московской консерватории.

С 1948го вплоть до 1990 г. — бессменный Первый секретарь Союза композиторов СССР.

Центральное место в творчестве композитора занимает симфоническая, оперная музыка, а также музыка для драматического театра и кино. Широко известна и любима в народе музыка из кинофильмов «Свинарка и пастух», «Поезд идет на восток», «Верные друзья», «Время выбрало нас», «Дуэнья». Многие лирические песни Т. Н. Хренникова приобрели широкую популярность. Достаточно назвать хотя бы одну из них — «Московские окна», которую с удовольствием исполняют не только профессиональные артисты, но и самый широкий круг любителей музыки.

Творческий динамизм композитора не иссякает и в настоящее время. Начиная с 2001 г. Т. Н. Хренниковым созданы два балета — «Наполеон» и «Капитанская дочка», героическая музыкальная комедия «Шесть часов вечера после войны», музыкальный спектакль для Центрального детского музыкального театра им. Н. И. Сац «Чудеса, да и только» (2002). Все эти произведения идут в настоящее время в различных театрах столицы и России.
Живет в Москве.

Церетели Зураб Константинович
Народный художник Российской Федерации,
народный художник СССР и Грузинской ССР,
Герой Социалистического Труда, лауреат Ленинской премии,
лауреат государственных премий РФ и СССР, лауреат премии Пикассо
, член-корреспондент Испанской и Французской академий изящный искусств

Зураб Константинович Церетели родился в 1934 году в г. Тбилиси.

В 1952 г. З. Церетели поступил в Тбилисскую академию художеств. Местом первой работы Зураба Константиновича стал Институт истории и этнографии Академии наук Грузии. Она раскрыла перед ним возможность изучить народное искусство.

Зураб Церетели начал свою работу в качестве художника-монументалиста в Грузии в 1960-х годах. В Пицунде мастер выступил не только создателем отдельных монументальных произведений, но и был главным художником всего огромного комплекса. Вместе с архитекторами им была разработана концепция всего ансамбля — крупнейшего в Советском Союзе той эпохи, основанного на взаимодействии многих десятков разнообразных художественных элементов как внутри зданий, так и снаружи, в парках и у моря.

Впоследствии он создал великолепные мозаики Дворца профсоюзов и ресторана «Арагви» в Тбилиси, прочно вошедшие в историю монументального искусства XX века, оформил здания автовокзала и парка Победы в Тбилиси, черноморский курорт в Адлере.

Во второй половине 1970-х и в 1980-х гг. художник уделяет особое внимание работе в металле. В этой технике им был исполнен, например грандиозный фриз гостиничного комплекса в Измайлове, возведенного для Олимпийских игр в Москве.

Одним из выдающихся достижений мастера конца 1970-х — начала 1980-х гг. стало возрождение техники древней перегородчатой эмали.
Одновременно Зураб Церетели продолжал создание витражей, также широко экспериментируя в этой области. Он стал применять массивное колотое стекло — в витражах здания посольства Грузии в Москве, в Музее Великой Отечественной войны в Москве.

Несмотря на громкие успехи во всем мире, основные события в творчестве Зураба Церетели совершаются в Москве. Его последние грандиозные работы в столице России, несомненно, являются главным воплощением в монументальном искусстве особенностей нашей эпохи. Он находится в самом центре происходящего преобразования Москвы, и его монументальные произведения определяют то, каким останется в истории облик столицы России рубежа тысячелетий — ансамбль на Поклонной горе, Манежная площадь, монумент Петру Великому.

Его творчество пронизано ощущением ликующей радости жизни, уверенностью в том, что счастье делается своими руками. Наверное, этот неиссякаемый оптимизм, это утверждение бытия как дара больше всего привлекают в работах Зураба Церетели.
Творчество художника многообразно. Трудно придумать жанр и технику еще им не испробованную.
Однако Зураб Церетели сохранил на всю жизнь любовь к масштабным композициям, организующим пространство.

Живописное и графическое наследие Зураба Церетели поистине огромно. Никто не знает, даже сам художник, сколько картин он создал за свою жизнь. Всю невероятную по своим масштабам художественную деятельность Зураб Константинович Церетели сочетает со столь же монументальной и обширной общественной деятельностью в России и во множестве других стран мира и международных организаций.

В 1997 г. он был избран президентом Российской Академии художеств. Перед ним встали задачи преобразования Академии в трудный для всей России переходный исторический период.

З. К. Церетели, как президент, прежде всего уделяет много внимания сохранению традиций академии, возрождению того, что было утрачено. За последние годы вырос престиж Российской Академии художеств, как в нашей стране, так и за рубежом. Это удалось сделать в значительной степени благодаря провозглашенному З. К. Церетели тезису о «единении вокруг Академии всех художественных сил», что последовательно проводится в жизнь.

Под руководством З. К. Церетели ведется работа по развитию академического художественного образования.

Организация всех художественных работ в храме Христа Спасителя и руководство ими — одно из крупнейших, если не самое значительное достижение З. К. Церетели, его огромный вклад в российскую культуру и возрождение ее духовности. Он сумел сделать так, чтобы в ней участвовали лучшие творческие силы России, а работы были исполнены в кратчайшие сроки и с наивысшим качеством. Координация деятельности почти четырех сотен художников, множества их помощников, контакты со строителями — все это стало поистине шедевром организации художественной работы столь грандиозного масштаба, не имеющего прецедентов. Возрождение храма стало символом восстановления и сохранения российских духовных и художественных традиций.

Воссоздание художественного убранства храма Христа Спасителя стало одной из крупнейших задач российского искусства. И она была с честью исполнена Российской Академией художеств к 2000-летию Рождества Христова.

Также весьма существенным для отечественной культуры стало создание усилиями З. К. Церетели Московского музея современного искусства. Подобными музеями обладает большинство крупных городов мира, однако у нас попытки действий в этом направлении не приходили к успешному завершению, пока за организацию музея не взялся З. К. Церетели, внеся в данный проект личные средства и коллекцию произведений искусства XX века, которую он собирал всю жизнь.

15 декабря 1999 г. Московский музей современного искусства, находящийся под эгидой Российской Академии художеств, открылся для публики в тщательно отреставрированном доме Губина на Петровке, в выдающемся памятнике московского классицизма.

Одной из важнейших инициатив художника в последнее время стал проект создания в Москве крупнейшего в мире детского парка чудес.

З. К. Церетели награжден многими государственными орденами и медалями. Единственный в России обладатель Международной премии мира Объединенного Конвента деятелей культуры (США).