Слово об Академии: Российская Наука, устремленная в Будущее
Член Международного Президиума, Вице-президент МАИНБ
Генеральный конструктор,
Председатель Совета директоров
Международного Инновационного Объединения
«ТЕХНОЛОГИИ БУДУЩЕГО»
Краснов М.А.
Международная Академия Интеграции Науки и Бизнеса… МАИНБ, существующая без малого тридцать лет. Она задумывалась как общественная организация, объединяющая ученых, у которых за плечами имеются крупные научные, научно-технические и научно-производственные достижения, но которые по тем или иным причинам не стали (или не удостоились, или пытались, но не смогли, или не захотели тратить силы и время, другие причины) действительными членами АН СССР. Создание общественной Международной Академии Наук (МАН - таково ее первоначальное название) было инициировано и осуществлено в 1989 году группой единомышленников (Е.М. и Б.М. Тареевы, С.Н. Фёдоров, А.П. Островский, Н.В. Александров и др.)[1] во главе с Яковом Захаровичем Месенжником – нынешним Президентом Академии. Для того времени это была уникальная научная организация, нарушавшая все традиционные представления о формах признания научным сообществом личных достижений отдельных ученых. Была реализована современная, смелая и оригинальная интерпретация идеи Платоновской академии – минимум формальностей при условии максимума науки и стерильной чистоты от любых форм меркантильности, поиска материальных благ и преследования выгод. Определение «международная» в названии отражало желание основателей Академии распространить на научные сообщества дружеских социалистических стран глубокую и яркую идею общественного (!) признания заслуг отечественных ученых в бескорыстном и результативном служении науке, сделать это признание международным, а также отражало стремление предоставить возможность крупным ученым этих стран также получить заслуженное международное признание.
Любое неординарное творение несет на себе или в себе черты его создателя. Чтобы получить неискаженное представление о целях и принципах, заложенных в созданную Академию, нужно знать некоторые, очень важные факты биографии и вехи жизни главного инициатора, движителя этого процесса – Я.З. Месенжника, ветерана-участника Великой Отечественной войны. Приведем их кратко, буквально пунктиром, поскольку о Якове Захаровиче и его великой жизни написаны многочисленные книги и стати. Наша задача состоит не в подробном жизнеописании, а в том, чтобы указать на черты сходства и подобия духовных и нравственных основ Академии и ее создателя.
Детство Якова пришлось на годы Великой Отечественной войны. Поездка маленького мальчика на летний отдых в июне 41-го года затянулась, превратившись в годы жизни на оккупированной территории. На долю маленького хрупкого ребенка, польского еврея по происхождению из очень состоятельной и дружной семьи с культом детей, выпало пройти концлагерь, пулевые ранения, контузию, побег из гетто зимой, партизанский отряд, обморожение, газовую гангрену, 11 операций, ампутацию стоп, дистрофию, болезни внутренних органов. Война не щадила ни тело, ни душу, ни сознание ребенка. Ему выпало пережить потерю многих своих родных в результате ужасной, бесчеловечной казни, не поддающейся осознанию! Как много было смертей на глазах ребенка, смертей в буквальном смысле рядом. Это они сформировали отношение к жизни как высшей ценности, а также уважительное, внимательное, буквально трепетное отношение к каждому человеку, к его внутреннему миру. Собственная детская жизнь Якова Захаровича была сопряжена с ежедневной, часто ежеминутной угрозой собственной гибели, с угрозой гибели матери и сестры. Всего за время Холокоста было погублено 62 человека с фамилией Месенжник. Теперь эта фамилия является единственной в мире…
Для большинства народов и стран это была война страшная, всепоглощающая, это была беспредельно жестокая война людей, в которой многие теряли человеческий облик. Это была война долгая, изнуряющая сознание и душу, но в которой формировался характер, формировалась и твердела воля к сопротивлению, крепнул навык преодоления самых неблагоприятных обстоятельств жизни, навык сопротивления болезням и постоянной сильной боли. Центральная книга этого периода жизни мальчика-подростка – «Как закалялась сталь» Николая Островского. Книга мужества не только помогла преодолеть все испытания, но и сформировала характер, указала цель и смысл жизни, воспитала преданность идеалам, преданность Родине, преданность делу, воспитала буквально потребность в служении своему народу. А еще был пример Матери, возможно, самый главный - пример Великой материнской Любви, способной спасти своего ребенка в самых безнадежных ситуациях, пример неиссякаемой силы духа и добра, пример чуткости и самопожертвования. Именно эти свойства и качества личности Якова Захаровича и личности его матери Розалии Яковлевны – женщины с нежным именем и несгибаемой волей, а также идеи неравнодушия и взаимопомощи, идеи служения и преданности, ценности человеческой жизни, ценности человеческой мысли и необходимости признания этой ценности в обществе, в ученом мире, в мире знаний, легли в основу Академии, в основу ее духа, в основу ее интеллектуального братства. Эти идеи вот уже почти тридцать лет со дня основания и по сей день остаются главенствующими.
Огромный духовный, нравственный личный опыт, кажется, буквально заставил Якова Захаровича Месенжника, уже ставшего к 1989 году крупным ученым с мировым именем, воспользоваться начавшимися в обществе переменами и реализовать свою активную личную позицию неравнодушного человека к окружающим его соратникам по науке – создать альтернативу закосневшей в административных ритуалах (Не в науке! В списке академиков того времени были и останутся навсегда великие имена) Академии Наук СССР. Именно, высоко ценя человеческую жизнь, Я.З. Месенжником были предприняты первые необходимые шаги, чтобы в форме общественной Академии возвести на пьедестал общественного признания научные достижения, да и самих ученых, всецело посвящающих свою жизнь науке.
Академия несет на себе отпечаток не только личности, но и научных интересов ее создателя. А интересы эти поразительно широки. Яков Захарович Месенжник воплощает в себе крайне редкий синтетический тип личности и склада ума: ученого-энциклопедиста с одной стороны, инженера конструктора и технолога с другой стороны, организатора-производственника государственного масштаба с третьей стороны. Во многих областях науки и техники Я.З. Месенжник является крупнейшим, часто самым авторитетным ученым и специалистом, что подтверждено многочисленными высшими учеными званиями и степенями, статьями и монографиями о нем, изданными в стране и за рубежом, патентами и реализованными проектами и программами, самыми авторитетными академическими и общественными научными премиями, государственными и общественными орденами и медалями, мировой известностью, членством в многочисленных национальных и международных академиях, частыми приглашениями на работу в зарубежные страны и крупнейшие иностранные фирмы. Академическая широта личных научных и практических интересов Я.З. Месенжника воплотилась в форме неспециализированной общественной Академии, объединившей в себе практически все научные направления. Именно эта энциклопедичность научного мировоззрения и научных знаний позволила Я.З. Месенжнику со дня ее создания буквально «поштучно» формировать Академию, находя в разнообразных научных направлениях ведущих ученых, не ставших членами «государственной», т.е. находящейся под патронажем государства, Академии Наук СССР, а позже Российской Академии наук. Проводя ежегодные международные научные конференции, Яков Захарович с каждым членом Академии говорит на его профессиональном языке. Владение предметом, владение проблематикой, терминологией, методологией, информацией о тенденциях в проведении исследований и самых последних результатах в каждом научном направлении позволяет формировать насыщенные и разнообразные программы академических научных конференций. А их прошло 18 с тематически широкой программой, 3 конференции по медицинской тематике и 10 конференций федерального и московского уровня при поддержке Правительства Москвы.
Благодаря филигранной кадровой «научной элитной» политике в Академии за короткое время были сконцентрированы огромные (не по числу!) научные силы, яркие, талантливые и плодовитые ученые. Некоторые из российских крупных ученых последовали пионерскому, первопроходческому примеру Я.З. Месенжника и начали создавать специализированные Академии. Возникло много ярких, знаковых, авторитетных Академий, руководимых выдающимися учеными-практиками. Можно назвать Российскую Академию Естественных Наук, Всемирную Экологическую Академию, Академию горных наук, Академию Народов Мира при ООН, Международную Геологоразведочную Академию, Российскую и Международную Академии медико-технических наук, Международную и Российскую Академию Электротехнических наук, Российскую и Международную Инженерные Академии и др. У многих из этих академий возникли зарубежные представительства, отделения, даже международные зеркальные отражения за рубежом. Все вместе они являются мощным инструментом продвижения российских научных достижений в мировую сокровищницу научной мысли, поднимают престиж отечественной науки.
Таким образом, можно констатировать, что Академия, задуманная и созданная Я.З. Месенжником, исторически была первой общественной Академией в стране, и именно она стала образцом и катализатором, положив начало мощнейшему процессу формирования российских общественных специализированных академий по многим десяткам научных и научно-практических направлений. Общее число крупнейших российских специалистов в общественных академиях, имеющих за плечами выдающиеся научные достижения, прославивших российскую науку во всем мире, многократно превосходит число членов РАН. В целом, культурное, образовательное, социальное, экономическое и цивилизационное значение процесса объединения ученых в общественных академиях, значение этого процесса для сохранения и развития национальной науки, значение этого явления и его накопленного почти за три десятка лет результата, невозможно переоценить. Напомним, что в основе этого грандиозного процесса, имеющего национальный, государственный масштаб, лежит трудное детство израненного, покалеченного войной, инвалида с детства I группы, но талантливого мальчика с пытливым умом, твердым, недетским характером, и материнская самоотверженная, жертвенная Любовь, позволившая мальчику уцелеть и сформироваться.
Хочется провести еще одно сопоставление. Среднюю школу подросток Яков окончил за пять (!) лет с золотой медалью. Позже, с приходом к власти Н.С.Хрущева, золотая медаль была заменена чиновниками от образования на серебряную медаль из-за того, что выпускное, очень яркое сочинение Я. Месенжника на свободную тему было посвящено И.В.Сталину - кумиру всех советских мальчишек военных и послевоенных лет. Окончание с медалью средней школы за столь короткий срок было поистине подвигом: моральным, ученическим и сыновним. Это был подвиг несломленного и неукротимого духа, совершенный подростком после перенесенных испытаний, тяжелейших болезней, ранений и контузий, десятков операций, в том числе, по поводу газовой гангрены и ампутации стоп! Это был первый и, быть может, самый главный подвиг на пути к знаниям, задавший вектор движения на всю последующую жизнь. Ярко проявилась поразительная способность к обучению, способность концентрации мысли и воли, необычайная работоспособность и память. Это особенно удивляет и восхищает, если принять во внимание, что одновременно с этой стремительной учебой в школе мальчик Яков самостоятельно, из внутренних побуждений изучал музыку, слушал классическую музыку из репродукторов, запоминал ее. Впоследствии, когда появилась возможность, слушал классические произведения в граммофонных записях и на концертах, играл на фортепиано и других инструментах. К окончанию школы он самостоятельно достиг такого высокого, можно сказать, ошеломительного уровня, что был принят в одну из консерваторий в порядке исключения без среднего музыкального образования. Нужно подчеркнуть, что в результате эвакуации в Ташкенте тех лет были собраны лучшие педагоги в области высшего музыкального образования со всей страны, в том числе, из Москвы и Ленинграда. И хотя мальчик сам, по собственному решению практически сразу перешел в технический ВУЗ, любовь к музыке, к гармонии, к искусству, к прекрасному не покидает Якова Захаровича и по сей день. Почти профессиональное мастерство любительской игры на фортепиано вызывало неподдельное удивление у многих концертирующих исполнителей. Аналогично, познания Я.З. Месенжника в области теории и истории музыки высоко оценивают профессора - музыковеды. Разнообразие научных знаний и широта кругозора позволяют Якову Захаровичу формировать оригинальные музыковедческие концепции, высказывать глубокие, оригинальные идеи, мысли в области гармонии, мелодики, полифонии, музыкальных форм, исторического развития музыкальных жанров, творчества отдельных композиторов, смены музыкальных эпох. Многие крупные ученые значительную часть своего времени посвящали музыке (физики Макс Планк, Людвиг Больцман – рояль, Альберт Эйнштейн – скрипка). Я.З. Месенжник находится в этой славной когорте выдающихся ученых, преданных не только науке, но и музыке. Совсем не случайно Я.З. Месенжник является Почетным членом (академиком) Русской Академии Искусствознания и Музыкального Исполнительства, а также длительное время был на общественных началах Председателем Попечительского Совета и членом Правления Всероссийского Музыкального Общества.
Преданность музыке, преданность Красоте Я.З. Месенжник сохраняет на протяжении всей своей благородной жизни. Перед нами высокий образец следования гармонии во всем, во всех сферах своей деятельности, обязательного доведения любого дела до совершенства, высокий образец безупречной гармонии в человеческих отношениях, в выстраивании всего по законам гармонии и красоты. Быть образцом – это высокая и благородная миссия! Мягкая и одновременно волевая педантичность в каждом деле, присущая Я.З. Месенжнику – отражение личных свойств его натуры и отражение важнейшего профессионального качества, свойственного большим музыкантам в их деятельности: стремления к совершенству и безупречности в тонкостях техники извлечения звуков, во фразировке, в мельчайших акцентах, в соблюдении темпа. Все эти яркие качества отличают Я.З. Месенжника на посту Президента МАИНБ. Смело можно сказать, что в Академии, созданной Я.З. Месенжником, в полной мере царят красота и гармония, пришедшие из мира Музыки. Здесь нет места ханжеству, стяжательству, корысти, грубости, зависти, любой форме зла. По этой причине в Академии избегают всего, что связано с формированием и распределением бюджета. В отличие от других Академий, у МАИНБ бюджета НЕТ! Нет недвижимости, машин, нет арендованного офиса, офисной техники - нет вообще никакой собственности! Вся деятельность МАИНБ основана на добровольной помощи Академии со стороны членов Академии и со стороны сочувствующих ее деятельности. Основной критерий приема в члены Академии и пребывания в ней – честное и преданное служение науке и Её величеству Истине.
Важнейшие особенности натуры, ума, характера, судьбы Якова Захаровича Месенжника нашли отражение в его детище – в Академии. В ее повседневной научной жизни царит дух взаимной поддержки, взаимопомощи, дух патриотизма, преданности традициям российских научных школ, гордости за достижения своих предшественников, желание передать свои сокровенные, уникальные знания поколению молодых российских ученых. Неслучайно в Академии есть Молодежное Отделение! Важнейшее явление и понятие в науке, в формах ее организации и бытования – это научная школа. У каждого выдающегося ученого, создавшего одно или несколько новых направлений в науке и практике, формируются поколения ученых-учеников, воспитанных им самим или его же учениками. Формирование научной школы – процесс длительный, сложный, трудоемкий, занимающий много десятилетий, и уникальный по условиям его возникновения. Появление на научном горизонте талантливого ученого еще не означает, автоматическое начало формирования научной школы. Нужно еще благоприятное совпадение многих случайных обстоятельств. Среди них важнейшим является наличие актуальных, неожиданных, нетривиальных, ярких научных задач или проблем, при решении которых ученый сможет себя проявить, получить признание в научном сообществе, обрести научный авторитет. Объективными предпосылками, таким образом, являются, с одной стороны, само наличие нерешенных научных проблем, или назревший системный кризис в теории, или появление новых фактов, необъяснимых в рамках господствующей научной парадигмы, и т.п. С другой стороны, необходимо не только глубокое знакомство ученого с проблематикой, но и наличие у него выдающихся способностей, позволяющих ему справиться с поставленными задачами, а также наличие у него характера, упорства, воли, часто – мужества, чтобы противостоять практически обязательному сопротивлению научной среды. Наконец, важным условием является готовность этого ученого делиться своими знаниями, методами, тайнами своей «интеллектуальной кухни», частью своих научных результатов с другими, более молодыми учеными, заниматься ими, помогать им и направлять их. Это очень трудоемкий и очень личностный процесс. Поэтому научные школы в лице учеников бережно и с благодарностью хранят и развивают научные традиции – исследовательские, теоретические, методологические, дружеские и нравственные, сложившиеся вокруг основателя. В Советском Союзе в годы перестройки были в результате скоропалительных необдуманных решений буквально уничтожены многие тысячи научных, инженерных, технологических школ. Скольких ярких технологий, новых изобретений и открытий, передовых машин и механизмов, необычных устройств и приборов, производственных линий и целых заводов мы лишились! Эти потери невосполнимы! Ныне, в рамках многоотраслевой деятельности МАИНБ возникает и формируется новое многочисленное поколение научных, инженерных, технологических школ. Важно буквально лелеять этот процесс, помогать ему, защищать от глупых и вредных внешних инициатив. Здесь закладывается и зреет Будущее Российской науки! В целом и сама Академия во всех направлениях ее деятельности является единой научно-нравственной, научно-этической и научно-патриотической мегашколой основателя этой школы – Якова Захаровича Месенжника.
Все приведенные выше обстоятельства и особенности формирования Академии, особенности и морально-этические принципы ее деятельности обеспечили Академии высочайший научный авторитет среди подавляющего числа активно работающих ученых. Желающих присоединиться к числу членов Академии огромно. 74 тысячи заявлений, заполненных и рассмотренных анкет без малого за тридцать лет. Принято в Академию действительными членами, членами-корреспондентами, почетными профессорами чуть более 400 человек. Высочайший научный и моральный ценз для принимаемых в Академию фактически сформировал научную аристократию при дворе Её Величества Истины, и позволяет поддерживать элитарность Академии на протяжении многих лет. Обозревая Академию – это уникальное создание высочайшего ума и яркого, самобытного, неповторимого таланта Якова Захаровича быть Ученым и Человеком во всех сложнейших ситуациях научной и бытовой, повседневной жизни, можно сказать, что она буквально выпестована своим создателем, Отцом-основателем, и все члены Академии, перефразируя известное выражение, «птенцы гнезда Якова».
Помимо деятельности в рамках Академии Я.З. Месенжник ведет обширную общественную работу, при этом фактически вовлекая и членов Академии, да и всю Академию в дело общественного служения. Особого внимания заслуживает деятельность Я.З. Месенжника в качестве члена Попечительского Совета Общественного Центра «Преодоление», созданного на базе мемориального музея-квартиры Н. Островского. На примере Н. Островского и его Павки Корчагина сегодня воспитываются и вступают в активную взрослую жизнь тысячи детей–инвалидов от рождения, по болезни или вследствие несчастного случая (только в Москве их около 50 тысяч!). На этом же примере учатся мужеству и преодолению взрослые люди-инвалиды и все те, кому нужна помощь в преодолении себя, своих болезней, сложных обстоятельств жизни. Книга Николая Островского переведена на десятки языков и издается миллионными тиражами. В Китае она вошла в обязательную программу среднего школьного образования, является настольной книгой у Председателя КПК, работает на патриотическое и нравственное воспитание юных китайцев, учит их мужеству и любви к родине, преданности идеалам. В России эта книга по предательскому недомыслию исключена из программы средней общеобразовательной школы! Это яркий пример ущербности нынешней системы среднего образования в России и ее «создателей», исключивших из списка решаемых задач ответственейшую, стратегическую национальную задачу – ЗАДАЧУ ВОСПИТАНИЯ! Академия и ее Президент не могут пройти мимо такого просчета (если не сказать «предательства»), не отворачиваются высокомерно от «мелких, ненаучных проблем», понимают всю глубину (в том числе и научную!) возможной катастрофы разрушения национального самосознания, национальной идентификации будущих поколений российских граждан, и всеми силами стараются участвовать в этом важнейшем деле нравственного, патриотического воспитания. Это забота настоящей, истинной Академии! В Центре «Преодоление», наряду со стендами, посвященными Н. Островскому, имеется стенд, посвященный Я.З. Месенжнику, его героической жизни, его великому Преодолению. Думается, что фактов героической биографии Я.З. Месенжника, событий, свершений и достижений хватило бы на отдельный самостоятельный музей. Этот музей не повторял бы тему музея Н.Островского, поскольку он мог бы быть посвящен героизму и патриотизму в науке и самой российской науке. Музей мог бы стать гимном советской и российской науке на примере очень трудной, полной потерь, но яркой и мужественной жизни ученого–патриота. Современным детям очень нужен современный моральный эталон, нужен камертон для их детских душ и сердец. Им нужен захватывающий дух сегодняшний пример, открывающий смысл жизни и способы полноценно жить в этом, иногда очень жестоком и суровом мире.
В связи с этим следует особо отметить общественный фонд «Дети войны». Изначально предполагалось награждать соответствующей медалью тех, кто в детстве прошел через испытания и ужасы Великой Отечественной Войны, участвовал в боевых действиях в составе партизанских отрядов, получил ранения и увечья. Но сама жизнь подсказала, что этой награды достойны не только дети фронта, но и многие дети военного тыла, многие дети, родившиеся после войны в семьях инвалидов Отечественной войны, для которых война с ее страданиями и болью фактически продолжалась до смерти и даже после смерти их родителей. Этой награды достойны также дети-жертвы современных войн, в том числе террористических войн, пострадавшие сами или ставшие сиротами. Я.З. Месенжник активно инициирует награждение этой почетной памятной медалью членов Обществ ветеранов в Москве и по всей России через региональные представительства МАИНБ. Примером гражданской общественной деятельности Академии и Президента может служить состоявшееся накануне Нового года награждение медалями «Дети войны» группы заслуженных ветеранов Хорошёвского района г. Москвы. После награждения ветеранов лично Президентом состоялось выступление членов Академии: прозвучали патриотические песни, эстрадные песни и романсы военных и послевоенных лет, патриотические и лирические стихи в исполнении авторов. В этом маленьком примере отражается гражданская, патриотическая позиция Академии, полное отсутствие «научного чванства и высокомерия». И это научно обоснованная позиция воспитания подрастающего поколения в социальной системе преемственности поколений на примере старшего поколения, на примере своих бабушек и дедушек! Счастливые, радостные ветераны вернуться домой в свои семьи, к внукам, будут демонстрировать свою заслуженную награду, слушать их восхищенные возгласы, отвечать на вопросы и подробно рассказывать им о своем трудовом, пионерском, комсомольском детстве, о своих воевавших родителях.
Многие из этих ветеранов в тот вечер были награждены и второй памятной медалью «100 лет Великой Октябрьской социалистической революции». Страна не может скачком перейти от одной идеологии к другой, от одной общественно-экономической формации к другой. Родина, которой присягал человек в юности, остается в памяти и в душе навсегда. Ветераны работали на совесть всю жизнь на благо своей страны и народа, на «Великий, могучий Советский Союз», разделяя и исповедуя идеалы Октября: равенство, братство, счастье всех людей, всех граждан СССР, всех Советских республик. Граждан страны, поколения единого народа страны нельзя противопоставлять друг другу, охаивая предыдущее, уже не существующее государство, принижая его достижения, одновременно неизбежно унижая старшее поколение. Линия разлома пройдет по семьям, по домашним очагам и жилищам, по душам родных людей. Название этому разлому - гражданская война. Глубоко научная патриотическая позиция Академии, направленная на укрепление современного государства - нужно уважать идеалы юности и честный труд старших поколений, их гражданскую позицию и заслуги перед своим народом.
Разнообразных направлений общественной деятельности Президента Академии, д.т.н., д.б.н., заслуженного деятеля науки РФ, академика Я.З. Месенжника в дополнение к основным делам Академии – многие десятки.
Веление времени – создавать национальную экономику знаний, создавать инновационную экономику. Составляющие авторитета и статуса страны на международной арене претерпели кардинальные изменения. Ни площадь территории, ни численность населения, ни наличие огромных запасов разнообразных сырьевых ресурсов, ни многочисленность вооруженных сил и вооружений не играют той определяющей роли, какую играли еще несколько десятков лет назад. Теперь составляющими статуса страны являются масштаб экономики и научно-технологический, инженерно-технологический уровень ее развития, технологическая оснащенность отраслей экономики, в первую очередь строительства, промышленности, транспорта, энергетики, сельского хозяйства, скорость технологического обновления предприятий, производительность труда в отраслях, уровень автоматизации, роботизации и компьютеризации отраслей, уровень энергосбережения, ресурсосбережения в экономике, лояльность правительства к бизнесу, к промышленности, характер и степень налогообложения, меры реальной, а не провозглашаемой юридической, финансовой и организационной поддержки со стороны всей системы государственных органов, уровень развития малого, среднего и инновационного бизнеса, уровень жизни населения, уровень страховой социальной и медицинской защиты граждан. Эти составляющие статуса, соединенные с политической волей руководства страны, образуют единый сплав - «экономическая мощь страны», которая за очень короткий срок неизбежно превратится в «международную политическую мощь страны», обеспечивающую стране статус, уважение, безопасность на мировой арене.
Все перечисленные выше и многие не упомянутые здесь составляющие статуса страны, реальные характеристики всех составляющих, связанных с экономикой, с отраслями экономики лежат вне предметного поля фундаментальной науки (т.е. вне профильной, основной научной деятельности Академии Наук России), поэтому определяются отнюдь не ею, да и не должны определяться. Эти искомые, желательные характеристики определяются результатами индивидуальной и совместной деятельности членов специализированных и отраслевых общественных Академий наук, их достижениями, их опережающими технологиями, их способностью двигаться быстрее всех в решении научных специализированных задач.
Общая стратегия МАИНБ - жить в едином ритме, в едином духовном и интеллектуальном поле со своей страной, с Россией. Накануне выборов Президента страны время не только подводить итоги, но в большей степени это время строить смелые научные планы с надеждой на их свершение. В настоящее время Академия готовится перейти к следующему этапу своего развития - к этапу углубления и расширения сфер и форм интеграции науки и бизнеса, читай «науки и отечественного производства, науки и отечественной экономики». Необходимо придать прикладной отраслевой науке в нашей стране стратегический статус главного действующего лица. Не импровизации чиновников в области законотворчества, в составлении примитивных планов развития экономики, ненаучных планов развития науки, не манипуляции англоязычными малограмотными новообразованиями и комбинаторика словами, за которыми нет реальности, а стратегическое планирование на достижение опережающего технологического состояния отдельных отраслей и всей экономики, плановое многократное экономическое ускорение на основе синергии системы инновационных технологий, системное построение экспортно ориентированной инновационной отечественной экономики для преодоления кризиса отсутствия на внутреннем рынке платежеспособного спроса на инновационные продукты, активная и агрессивная внешняя экономическая и техническая политика на мировом рынке, позволяющая создавать в нем и занимать долгие годы новые товарные ниши.
Не академическая, а отраслевая, прикладная наука способна и должна, хочет и может стать реальной производительной силой! В этом случае она сможет сама превратиться в крупномасштабное производство прикладных знаний.
Президент нашей Академии Я.З. Месенжник накануне своей юбилейной даты – 85-летия фактически, хотя по паспорту – 82-летия со дня рождения, полон, как и всегда, творческих планов по развитию Академии, подготовке новых комплексных научных исследовательских программ, выработке новых направлений и форм деятельности Академии, развитию производственного интеграционного направления, созданию новых Отделений Академии, приему в Академию новых членов, соответствующих строгим критериям МАИНБ.
По инициативе Я.З. Месенжника Президиумом Академии в декабре текущего года принято решение о создании Отделения Инновационного Предпринимательства. Возглавить Отделение поручено новому члену Академии, д.т.н., профессору, Лауреату Государственной премии и Премии Правительства РФ, крупному специалисту в области авиационной науки и техники, многолетнему руководителю Государственной Программы по созданию Национальной технологической базы, до недавнего времени Руководителю Рабочей группы ВПК по инноватике академику Жеребину Александру Михайловичу. В настоящее время подготовлено Положение об Отделении, готовится программа работ в рамках нового Отделения. По сути это означает начало нового периода более глубокой интеграции науки и бизнеса, создания новых форм системной интеграции. С благодарностью будут приняты все предложения членов Академии для последующего коллективного обсуждения. Готовятся предложения по созданию нескольких новых Отделений по ряду стратегических научных и научно-практических направлений.
Летом прошедшего года в состав МАИНБ было принят новый коллективный член – Международное Инновационное Объединение «ТЕХНОЛОГИИ БУДУЩЕГО». Эта организация сродни Академии, т.к. имеет юридическую форму Некоммерческого Партнерства. Программы, проекты, отдельные технологии для различных отраслей экономики разрабатываются в рамках собственной деятельности Объединения без привлечения государственного финансирования. Для использования разработанных технологий в реальной экономике планируется создавать коммерческие структуры, в которые входят в качестве акционеров создатели технологий и инвесторы. Переговоры с возможными инвесторами ведутся. Возможно, это Объединение с его научно-технической и инвестиционно-производственной политикой окажется удачным и удобным дополнением для Академии. Время покажет. Некоторые из программ Объединения, интересные для членов МАИНБ, могли бы быть позиционированы для совместной разработки с Академией.
Перечислим некоторые из Программ:
1. Технологические основы Российской Арктической цивилизации. Программа включает разработку специализированных под арктические погодно-климатические и природные условия технологий для всех основных отраслей, включая строительство, транспорт, энергетику, урбанизацию Арктики, добычу углеводородов на дне Северного ледовитого океана, арктическое растениеводство и арктическую медицину. Разработанные инновационные конструкционные строительные материалы с высочайшими прочностными свойствами, высочайшей морозостойкостью и стойкостью к морской воде создают основу строительства в Арктике на суше и основу морского подводного строительства. Разработаны новые конструкционные и технологические решения для арктического транспортного автодорожного и железнодорожного строительства, новые виды летательных аппаратов. Планируется развивать подводное грузовое судостроение из новых неметаллических материалов для круглогодичного плавания подо льдами Северного Ледовитого океана, создавать подводные платформы для подледной добычи углеводородов на шельфе, в том числе, на глубоководном шельфе. Предложено инновационное монообъемное градостроение для ускоренной и экономичной арктической урбанизации, инновационное промышленное растениеводство в контролируемых условиях и т.д.
2. Программа строительства трансроссийской меридиональной грузовой железной дороги с перспективой перерастания в меридиональную трансазиатскую дорогу и выходом к Индийскому океану. Весь Центр Сибири получает свой зарубежный транспортный выход для решения экспортных промышленных задач. Разработаны инновационные решения для подвижного состава, новые железнодорожные тележки, новое решение тяговых задач в железнодорожном деле, новые конструкции верхнего строения пути, новые конструкции железнодорожных рельсов и железнодорожных колес. Системное и согласованное использование инновационных технологий и решений позволяет поднять скорость магистрального движения до 200 км в час (вместо нынешних среднесуточных 9 км в час) и увеличить вес проводимых составов до 40 тысяч тонн (вместо нынешних стандартных 3 тысяч тонн).
3. Программа строительства подводного плавучего транспортного тоннеля через Берингов пролив для соединения Чукотки и Аляски. Это инновационное решение транспортной задачи преодоления сложнейшей по природным условиям и протяженной водной преграды открывает перспективу пустить через территорию России гигантские транзитные грузопотоки.
4. Программа строительства новой стратегической транспортной системы для выполнения транзитных грузовых перевозок через территорию России между тремя промышленно развитыми регионами мира: Европой, АТР и США и Канадой. Только Россия имеет сухопутные границы с этими тремя регионами (с учетом найденной технической возможности быстрого и экономичного строительства подводного плавучего транспортного тоннеля) и находится в экономико-географическом центре мира. Новая транспортная система включает в себя использование нескольких сотен базовых инновационных технологий и решений. Ее основное свойство - высочайшая пропускная способность, доходящая у стартовой версии системы до 30 млрд. т. грузов в год с перспективой кратного роста (для сравнения, пропускная способность лучших в мире железных дорог находится в пределах 150 – 200 млн. тонн, т.е. 150-200 раз меньше.). Эта транспортная система получила название «магистральный грузопровод». Она способна перетянуть на себя львиную долю быстро растущих грузовых перевозок мира. Строительство и эксплуатация магистрального грузопровода позволило бы поднять ВВП России до 50 % от ВВП Америки.
5. Программа строительства морских гидроэлектростанций на морских и океанских течениях. Течения представляют собой гигантский возобновляемый источник самой дешевой в мире энергии. Основу морских гидроэлектростанций составляют турбины специальной конструкции, имеющие поистине гигантские размеры и расположенные в морских течениях. Для примера, турбина, создающая электрогенерирующую мощность в 1,5 гигаватт, т.е. четверть выработки электроэнергии Красноярской ГЭС, имеет размеры 300 м в диаметре и 2000 метров в длину. Основной особенностью таких турбин является применение инновационного материала для сборки необычной конструкции турбин с очень малым в пересчете на ватт установленной мощности относительным расходом конструкционных материалов. После создания и отладки производственной инфраструктуры можно было бы собирать по одной турбине в три месяца. Капитальные затраты на ватт установленной мощности составляли бы десятые доли цента, а себестоимость киловатт-часа электроэнергии составляла бы сотые доли цента.
6. Технологические основы Аквацивилизации. Программа включает в себя разработку различных технологий, применяемых в условиях морской водной среды и значительных гидростатических давлений. Система технологий позволяет решать задачу освоения Мирового океана не только по поверхности и в приповерхностных слоях на небольших глубинах, но также по всему объему морской водной среды, включая глубоководный шельф и глубоководное дно.
7. Программа строительства подводных плавучих транспортных тоннелей, решающих многочисленные и разнообразные по природным, физическим, техническим и экономическим условиям задачи преодоления водных преград и транспортного соединения участков суши. Примером может служить подводный плавучий транспортный тоннель для соединения о. Сахалин с материком. Другие примеры: подводные плавучие тоннели для соединения между собой Курильских островов, Черноморский подводный плавучий тоннель для транспортного соединения Керченского и Таманского полуостровов через сейсмически безопасную акваторию Черного моря. Примером международного проекта может быть Средиземноморский подводный плавучий тоннель между о. Сицилия и Тунисом для транспортного соединения Европы и Африки.
8. Программа строительства подводных плавучих платформ для добычи углеводородов на глубоководном шельфе подо льдами Северного Ледовитого океана.
9. Программа грузового крупнотоннажного подводного судостроения для круглогодичного глубоководного плавания в акватории Северного Ледовитого океана.
10. Программа разработки и строительства надводных непотопляемых судов.
11. Программа разработки и строительства плавучих островов различного назначения.
12. Технологические основы Аэроцивилизации. Разработка технологий высотного строительства, технологий высотного градостроения для освоения приземного слоя Мирового воздушного океана. Разработка системы технологий высотной урбанизации планеты и построения Аэроцивилизации.
13. Программа создания и массового производства аэролетов – нового вида всепогодных, экономичных летательных аппаратов, не требующих наземной инфраструктуры.
14. Программа разработки мобильных многофункциональных геологоразведочных комплексов на основе специализированных аэролетов и создание системы круглогодичной геологоразведки в любых труднодоступных местах страны.
15. Программа разработки мобильных летающих госпиталей на основе специализированных аэролетов и создание системы оперативной полномасштабной медицинской помощи.
16. Программа создания на основе аэрояхт (класса аэролетов) летающих домов для постоянного проживания. Освоение для постоянного пребывания людей пространства Мирового воздушного океана.
17. Технологические основы Российской Космоцивилизации. Разработка системы строительных, энергетических, электротехнических и транспортных технологий высотного стартового комплекса для запуска космических ракет. Программа строительства высотного револьверного стартового комплекса с электромагнитным разгоном. Программа экономичного строительства в околоземном космическом пространстве объектов системы космической безопасности Земли.
18. Программа создания многофункциональной низкоорбитальной спутниковой системы. Разработка в рамках программы многофункциональных универсальных миниспутников.
19. Программа создания стратегической системы водоводов большого диаметра (диаметром 2.5 м и более) и большой протяженности (1000 км и более). Разработка технологии строительства водоводных напорных неметаллических труб. Разработка системы инновационных технологий водоводной транспортировки воды на большие расстояния для решения глобальной проблемы дефицита пресной воды.
20. Программа развития инновационной системы промышленного растениеводства в контролируемых условиях для решения глобальной проблемы голода.
21. Программа создания и развития арктического промышленного растениеводства в контролируемых условиях для решения продовольственной проблемы в России.
22. Программа развития пресноводного рыбоводства на территории России. Использование технологии быстрого и экономичного строительства рыбоводческих грунтобетонных водоемов. Использование инновационных технологий крупнотоннажной переработки отходов животноводства и птицеводства для создания кормовой базы рыбоводства. Использование инновационных технологий выращивания рыбы.
23. Программа восстановления лесного покрова планеты. Программа восстановления почв под лесопосадки на основе технологии вермикультуры. Программа ускоренного массового производства высококачественного лесопосадочного материала, кустарников, разнотравья для восстановления лесных биоценозов.
24. Программа создания системы предотвращения лесных пожаров на основе аэролетов и бортовых комплексов специализированного оборудования для раннего дальнего обнаружения, распознавания очагов пожаров и быстрого их подавления.
25. Программа создания вокруг городов лесопарковых производственно-рекреационных многофункциональных комплексов на основе системы инновационных технологий.
26. Программа строительства грунтобетонных лесовозных дорог для инновационного развития лесодобывающего и лесоперерабатывающего комплекса России, создания транспортных условий для круглогодичной добычи леса, снижения себестоимости древесных стройматериалов и деревянного жилищного строительства.
27. Программа массового скоростного, малозатратного строительства социально ориентированного жилья на основе технологии деревянного каркасного домостроения из сырой древесины и монолитной пенобетонной теплоизоляции.
28. Программа скоростного экономичного строительства в сельской местности грунтобетонных дорог без твердого покрытия.
29. Программа восстановления малых рек России, проведения дноуглубительных работ с использованием инновационной техники, укрепления берегов, создания системы управления речным водостоком и развития в сельской местности малой речной гидроэнергетики.
30. Программа защиты экологии планеты за счет полной смены всех системообразующих технологий современной экономики на синергетическую систему инновационных российских технологий, не загрязняющих окружающую природную среду. Программа перехода к строительству без использования в бетоне крупного заполнителя и стальной арматуры. Программа строительства автомобильных и железных дорог без использования инертных материалов. Программа перехода к бетонам с полной гидратацией цемента. Программа развития плазменной металлургии с прямым (без угля) восстановлением металла. Программа развития бестопливной энергетики. Программа создания мотор-колеса. Программа создания самолетов на электрических двигателях. Программа решения проблемы захоронения химического оружия в Черном море. Программа уничтожения гептила. Программа утилизации мусорных островов в Тихом океане. Программа очистки вод реки Ганг. И т.д.
В каждой из перечисленных программ планируется использование многих десятков и даже сотен уже существующих российских технологий, многие из которых уникальны и не имеют за рубежом аналогов. Можно смело утверждать, что по базовым системообразующим инновационным технологиям Россия – лидирующая в мире страна с большим прикладным научным и технологическим заделом. Перечисленные программы демонстрируют стратегию Объединения, нацеленность на опережение мировой прикладной науки, мирового инженерного и технологического дела, нацеленность на создание инноваций, не имеющих за рубежом даже аналогов. Неформально даже действует шуточное правило считать мало патриотичными российские технологии, предлагаемые к внедрению, но не опережающие зарубежные (похожие или аналогичные) технологии в значительной степени, а предлагающих – считать малопатриотами.
Представляется, что на очередном новом этапе своего развития Академия могла бы в инициативном порядке приступить к формированию программы создания отечественной инновационной экономики на основе значительного числа результатов научно-прикладных исследований и созданных уникальных технологий, авторами которых являются члены МАИНБ. Выскажем от себя может быть кому-то неприятную мысль о том, что подобная программа в РАН не может быть разработана в принципе. Думать так есть множество оснований. Во-первых, потому, что берясь за ее разработку и не раз, получая каждый раз государственное финансирование, РАН за почти 30 лет этой программы не создала. Во-вторых, у РАН чрезвычайно громоздкая структура, состоящая из множества отделений, многочисленных учреждений и институтов по направлениям. В такой ситуации структурной разобщенности проблематично сформировать единую точку зрения по любому вопросу, в том числе - куда и как двигаться экономике. Что уж говорить о целой программе! Проблематично добиться системности, согласованности и полноты программы. В-третьих, программа должна быть не абстрактной, в виде благих пожеланий и произвольных целевых установок, какими являются абсолютное большинство выпускаемых министерствами госпрограмм, а должна быть конкретной, рабочей программой, опирающейся, и это самое главное (!), на базу любой экономики – на систему технологий во всех отраслях.
Подчеркнем особо: если создается инновационная экономика, то нужно в самом начале определиться с системой инновационных технологий, ложащихся в основание программы. А вот этой-то конкретики в РАН не знают, не могут знать, и, добавим еще раз, не должны знать. РАН отвечает за фундаментальную науку, за развитие науки в интересах, в первую очередь, самой науки, но никак не в интересах экономики. Академия Наук естественным образом склона к тому, чтобы тратить финансы, а не зарабатывать их. Производственные же технологии в абсолютном большинстве находятся в области деятельности и в зоне ответственности прикладной, отраслевой науки. Сообщество ученых-прикладников детально знает инновационные технологии, реальную степень их новизны и новаторства, степень их готовности, потенциальные результаты их применения, знает, как обстоят дела в той или иной области за рубежом. Именно ученые-прикладники, их сообщества должны взяться за разработку программы! Именно им нужно выделять финансовые ресурсы на эту разработку.
Попытка превратить фундаментальную науку в прикладную абсурдна. Это не только бессмысленно, но и вредно! В свое время была совершена грубейшая стратегическая ошибка, когда Академии Наук поручили, и она согласилась решать эту не свойственную ей и непосильную для нее, но чрезвычайно ответственную с точки зрения интересов страны задачу проложить ей путь к инновационной экономике. РАН на многие годы оказалась заложницей неправильного, катастрофичного для себя решения отвечать за построение экономики знаний. Ну, экономику не фундаментальных же знаний, а иных знаний в необходимом объеме нет! Соблазн, конечно, был велик – получить деньги на эту задачу, но тратить их в значительной степени на поддержание фундаментальных исследований. Мы все за это теперь расплачиваемся нереализованными в полной мере знаниями и жизнями сотен тысяч российских ученых–отраслевиков, годами почти полной производственной, социальной, экономической неподвижности, технологического упадка в обрабатывающих и производственных отраслях, падением уровня жизни, общественным разочарованием в науке. Страна и экономика потеряли десятилетия для своего развития.
А между тем и сегодня «созданием» инновационной экономикой продолжает заниматься не та наука! Должна заниматься прикладная отраслевая, а имитирует эти занятия фундаментальная. В результате вся наука в целом, включая отраслевую и вузовскую ветви науки, подвергается критике без разбора, подвергается фактически гонениям за провал перестройки экономики на инновационный лад, за нулевой, а точнее, отрицательный практический выход.
Подчеркнем особо, что мы ни в коем случае не противопоставляем себя враждебно РАН. Мы тесно и многообразно связаны с Большой Академией. Уместно отметить, что всемирно известный врач-офтальмолог С.Н. Фёдоров, член-корреспондент РАН был Президентом МАИНБ в течение 5 лет до дня своей трагической гибели в 2000 году. Академик РАН Н.Я. Петраков, экономист мирового масштаба, 16 лет был первым вице-президентом МАИНБ. Член-корреспондент РАН, ректор МЭИ Е.В. Аметистов является членом Международного Президиума МАИНБ. Мы гордимся многими выдающимися достижениями АН СССР и РАН в области фундаментальных наук. И мы всего лишь определяем границы компетентности и ответственности, в том числе научной, социальной, государственной. Каждый должен заниматься своим делом. Наука Будущего формируется сегодня, сегодня куются ее кадры. Сегодня зреют молодые ученые, набираются исследовательского опыта, формируют свой характер, обретают широту научного кругозора, повышают уровень патриотического мировоззрения. Российской прикладной науке, российским ученым-прикладникам нужна яркая манящая цель, нужен импульс, нужна сверхзадача. Мы хотели бы вызвать у членов нашей Академии не только интерес к отдельным предлагаемым программам, но и желание взяться за коллективную разработку Программы создания инновационной российской экономики, привлечь к этой разработке другие общественные специализированные академии и научные организации.
В связи с приближающейся величественной и знаменательной датой для Академии, для ее членов, для многочисленных общественных организаций, для всей российской науки – 25 января 2018 г.
85 лет (фактически) со дня рождения Якова Захаровича Месенжника,
приглашаем всех подавать свои нетривиальные, полные научного, интеллектуального, духовного, стратегического и художественного смысла предложения по подготовке праздничных мероприятий и их проведению. Как всегда, традиционно в этот день состоится посвященная глубокоуважаемому и любимому юбиляру Международная научно-практическая конференция МАИНБ – яркий смотр наших достижений и планов. Мы в очередной раз увидим удивительную, переливающуюся всеми гранями научной мысли, захватывающую картину Российской науки, устремленной в Будущее!
[1] Учредители Академии: 1. Физические лица: Е.В. Аметистов, Е.В. Волков, Г.М. Гречко, В.В. Карпов, Я.З. Месенжник, А.Н. Моисеев, Н.Я. Петраков, Е.Я. Чернышев; 2. Организации: Институт Проблем Рынка РАН, Директор Н.Я. Петраков, Геофизический Центр РАН (государственное учреждение), Директор Г.А. Соболев, Московский Энергетический Институт (государственный технический университет), Ректор А.В. Аметистов, Государственный НИИ Химии и Технологий Элементоорганических Соединений, Директор Е.А. Чернышев, Институт Мировой Экономики, Ректор В.И. Кравцова, Центр Аэронавигационной Информации Гражданской Авиации (государственное унитарное предприятие), Генеральный директор, Начальник Центра И.Ф. Петренко и др.